Skip to main content

Земляк великого М.В. Ломоносова

28 мая 2020

28 мая 2020 года исполнится 280 лет со дня рождения крупнейшего русского скульптора Федота Ивановича Шубина (1740-1805).
Во второй половине XVIII века в русском изобразительном искусстве полного расцвета достиг жанр портрета.
Вершинами портретного искусства этого времени в живописи считаются работы художников Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В. Боровиковского. В скульптуре вровень с ними стоит и Ф.И. Шубин, воплотивший в своих произведениях сложный облик людей той эпохи.
Федот Иванович Шубной (Шубиным он стал именоваться позже, в Петербурге) родился в Архангельской губернии, в крестьянской семье, в деревне, которая находилась близ Холмогор – родины М.В. Ломоносова. Родители Шубина и Ломоносова были в дружбе. Принято считать, что родители Шубина помогли М. Ломоносову, когда тот решился «уйти в науку». Пример великого земляка, вероятно, подталкивал и Ф. Шубина последовать его примеру. Он мечтал стать искусным скульптором. Федот Иванович и тогда уже кое-что умел. В их семье занимались старинным поморским ремеслом – резьбой по кости. Но ему хотелось овладеть более сложными скульптурными формами. В 1759 году юноша отправился в Петербург. Первым делом, конечно, навестил известного земляка, который помог устроиться в царский дворец истопником. Попасть сразу, в основанную два года назад Академию художеств, крестьянскому сыну, хотя и не крепостному, было непросто.   Наконец, в 1761 году, опять-таки с помощью М. Ломоносова, Федота Шубина определили в единственный художественный центр страны, в класс скульптуры. Первые профессора Академии художеств все были иностранцы. Учителем Шубина стал француз – Николя Жилле.  Учился Федот Иванович прекрасно. И все у него для этого было: и способности, и воля, и «благородная упрямка», как любил говорить М.В. Ломоносов. Учение длилось шесть лет. Однако, окончание курса академического обучения в 1767 году с золотой медалью и правом на личное дворянство не ставило точку в его образовании. Руководство Академии художеств понимало необходимость и важность совершенствования в художествах для лучших учеников Академии. Шесть лет молодой скульптор учился за границей: сначала в Париже, где его опекал русский посол Д.И. Голицын, потом в Италии. Годы, проведенные за границей, помогли Шубину окончательно сформироваться, как скульптору, достичь блестящих результатов. Смелый, наблюдательный, он обладал умением проникать во внутренний облик своих моделей. Еще в Италии Шубин стал получать заказы, в том числе от иностранцев, посещавших его мастерскую. Академия художеств в Болонье избрала Ф.И. Шубина своим почетным членом.
Слава скульптора начинает быстро расти и на родине, куда он вернулся в 1773году. Посыпались заказы от придворной знати. В скульптурных портретах мастера можно увидеть весь «цвет» современного ему Петербургского общества во главе с Екатериной II. Это портреты фаворитов императрицы братьев Орловых и князя Потемкина, портреты просвещенной знати – А.М. Голицына, И.И. Шувалова, полководца П.А. Румянцева-Задунайского, богатого горнозаводчика Н. Демидова; портреты людей искусства – архитектора А. Ринальди, профессора Академии художеств И.Р. Шварца и многих других. Не раз работал Ф.И. Шубин и над портретом человека, к которому относился с особым пиететом – М.В. Ломоносова.
Окрыленный успехом, Ф.И. Шубин трудился много и быстро, создавая одно – два произведения в месяц. Любимым его материалом был мрамор, но работал он и в бронзе, предпочитая форму бюста.
Со временем искусство Ф.И.  Шубина становится суровее, характеристика людей тверже, видимо, не обошлось без влияния на художника самой жизни, ее контрастов. Мастер хорошо знал и чувствовал людей, которых портретировал. Сильные, энергичные, иногда чрезвычайно оригинальные, они были владельцами многих крепостных, совершали порой грубые и жестокие поступки.
В свой ранний период творчества, сразу по возвращении из-за границы, Ф.И. Шубин создал один из самых блестящих своих портретных бюстов, имевший особенный успех. Это был портрет Екатерининского вельможи, любителя искусств, друга ученых, ловкого придворного – князя Александра Михайловича Голицына.
В Серпуховской коллекции творчество Федота Ивановича Шубина представлено портретом А.М. Голицына, которая не является вариантом мраморного бюста. По мнению специалистов, это поздняя отливка с неизвестной авторской модели Ф.И. Шубина.  В работе над ней принял участие мастер-бронзовщик А.О. Шкурин, о чем на срезе левого плеча скульптуры имеется надпись. Ф.И. Шубин находил время и для других видов работ. Он создал серию скульптурных украшений для Чесменского дворца в Петербурге, трудился над статуями и рельефами для Александро-Невской Лавры, работал по украшению Исаакиевского собора. Но портрет по-прежнему оставался самой сильной его стороной.
Самые лучшие произведения мастера были созданы в 70-ые и 80-ые годы XVIII столетия. В 90-ые годы стареющий скульптор стал выходить из моды. И хотя он продолжал работать, количество заказов резко сократилось. Пошатнулось и материальное положение. Лишь после того, как Ф.И. Шубин создал портретный бюст Александра I скульптора указом Государя зачислили на платное место в Академию Художеств. Но благодеяние монарха оказалось слишком запоздалым –  через два года жизнь скульптора оборвалась.
Имя же Федота Ивановича Шубина, как мастера мирового уровня, тонкого, глубокого портретиста навсегда вписано в историю Отечественного искусства.
 

                                                                                 Библиотекарь  О.Ю.Туманова