Skip to main content
Усадьба Мараевых

История создания музея

Серпуховский историко-художественный музей берет своё начало с особняка, принадлежавшего текстильным фабрикантам Мараевым.

Фабриканты Мараевы

Серпуховские промышленники Мараевы происходят из крестьян д. Колычево Хатунской волости Серпуховского уезда. Эти земли изначально принадлежали государству, а с воцарением Екатерины II — графам Орловым. В 1839 г. дочь Владимира Орлова графиня Екатерина Новосильцева отпускает на волю большую группу хатунских крестьян и в их числе Василия Афанасьевича Мараева, основателя будущего купеческого рода.

Василий с семьей перебрался в Серпухов, где устроился работать на фабрику к хозяину-старообрядцу. Вскоре и сам он стал старообрядцем беспоповского старопоморского (федосеевского) согласия. Отход от официальной церкви в царствование Николая I был рискованным поступком, но деловые связи в среде купцов-староверов сулили успех в торговых и промышленных начинаниях. Кроме того, Василий Афанасьевич, видимо, сразу проявил себя талантливым предпринимателем: в 1859 г. приобрел бумаготкацкую фабрику в д. Заборье (ныне территория Серпухова), затем завел ситценабивное производство в пустоши Данки. В 1867 г. В. А. Мараев вышел в 1-ю гильдию купечества — размеры его капитала уже превышали 10 тыс. рублей.

После смерти в 1881 г. Василия Афанасьевича всю недвижимость и капитал унаследовал его единственный сын Мефодий (Нефед) Васильевич. В 1882 г. он скоропостижно скончался в возрасте 52 лет, и производство возглавила его вдова Анна Васильевна Мараева (1845-1928), родом из крестьянской семьи Волковых д. Топорино Медынского уезда Калужской области.

При новой владелице фамильное дело успешно развивалось. Мараевские ситцы, традиционно поставлявшиеся в районы Поволжья и Средней Азии, высоко ценились потребителями.

Купцы Мараевы всегда были активными благотворителями. Большую часть доходов от торговли тканями они тратили на поддержку серпуховской общины старообрядцев Федосеевского благочестия; Василий Афанасьевич и Мефодий Васильевич были попечителями Преображенского старообрядческого монастыря в Москве. В доме многие годы собирались уникальные предметы традиционной русской духовной культуры: иконы, рукописные и старопечатные книги, шитье. Ценнейшей реликвией семьи был Пустозерский сборник с автографами известных ревнителей старообрядчества Аввакума и Епифания.

В 1908-1910 гг. А.В. Мараева на свои средства при фабрике в Заборье построила федосеевские Покровский храм и богадельню.

Существует мнение, документально пока не подтверждённое, что в 1896 г. по проекту известного московского архитектора Романа Ивановича Клейна было возведено парадное крыло дома Мараевых в Серпухове.
В том же году Анна Васильевна Мараева приобретает художественную коллекцию московского коллекционера Ю.В. Мерлина.

Формирование музея

В 1918 г. предприятия и имущество Мараевых были национализированы. Судьба произведений искусства, находившихся в Данках, оказалась во власти профкома ситценабивной мануфактуры, который предполагал использовать их как премиальный фонд для передовиков. Но в сентябре 1918 г. власти Серпуховского уезда получили директиву Наркомата просвещения с требованием приостановить изъятие имущества Мараевых ввиду его большой культурной ценности.

В 1918 г. в Серпухове, в составе местного отдела народного образования, с целью охраны памятников старины и искусства был создан Серпуховский музей — музей старины и искусства . В 1920 г. им заведовал художник, выпускник московского Училища живописи, ваяния и зодчества Александр Андреевич Бузовкин (1886-1966). Музейная секция стала обследовать усадьбы уезда в связи с формированием коллекции местного музея. На хранение было принято собрание Мараевых в Данках и перевезено в Серпухов, в дом в Заборье.

В 1920-е гг. фонды музея активно пополнялись, а 23 декабря 1920 года в газете «Коммунист» № 292 появилась заметка о музее, как о месте для всеобщего посещения, и звучала оно так: «В субботу 25 декабря, в д. б. Мараевой состоится открытие музея „Старины Искусства“. Музей будет функционировать ежедневно, кроме понедельника с 11 час. до 2 час. дня по средам — специально для экскурсантов; остальные дни для публики. Вход бесплатный. Руководители экскурсий должны заблаговременно сообщать заведующему музеем о посещении музея.»

В 1923-1925 гг. Серпуховский музей получил из Москвы немалое количество произведений искусства — всего 127 экспонатов. Так был сформирован раздел русского искусства 2-ой половины XIX — начала XX вв., в котором были хорошо представлены академизм и салонная живопись, передвижничество и разнообразные художественные направления 1890-1910-х гг. — причем особенно ценными были монографические коллекции произведений С.Т. Конёнкова и Н.С. Гончаровой. Источником этих поступлений в музейных описях, в нынешнем виде составленных уже в 1930-е гг., указаны 1-й Пролетарский музей и Мосгубмузей. Музей Серпухова пополнял свои фонды и из других источников. Это были, прежде всего, усадьбы уезда: Рождественское-Телятьево (графов Соллогубов, в 1918-1919 гг.: книги, мебель); Семеновское-Отрада (графов Орловых-Давыдовых, в 1927- 1931 гг.: живопись, мебель, стекло); Рай-Семеновское (Нащокиных, затем Хутаревых, в 1927-1928 гг.: мебель, живопись, книги). В 1930 г. Серпуховский музей получил коллекцию весьма высокого уровня из Остафьева, имения сначала князей Вяземских, затем графов Шереметьевых. В основном, в Серпухов попали художественные памятники, собранные князем Павлом Петровичем Вяземским, сыном известного поэта, в 1860-х гг.: живопись, художественное оружие, уникальные образцы мебели, ковров, керамики и тканей. Значительными были и поступления из музея г. Каширы (в 1930 г.: живопись, графика, керамика, стекло), из серпуховских церквей, монастырей: Владычного (Введенского, основан в 1360 г.) и Высоцкого (Зачатьевского, основан в 1374 г.) — в 1924-1932 гг. На протяжении всего дальнейшего времени музей постоянно пополнялся памятниками по истории местного края и произведениями современого искусства из местных источников и центральных фондов.

В 1956 г. музею придан историко-художественный профиль: отныне изучение и экспонирование памятников изобразительного искусства стало главным направлением в его деятельности. Музейные коллекции вызывали профессиональный интерес видных отечественных искусствоведов — Ю.И.Кузнецова, М.Я.Либмана, И.В.Линник, Н.Н.Никулина. В 1970-1980-х гг. большую работу по изучению и систематизации собрания западноевропейского искусства проделал сотрудник СИХМ, ныне доктор искусствоведения В.А.Садков

Открытие филиалов

В 1985 г. Серпуховский музей открывает историко-археологический отдел в Троицком соборе на Соборной горе, где была подготовлена экспозиция «Памятники архитектуры города и края». В 2011 году здание Троицкого собора было передано РПЦ, а отдел переехал в здание на ул. Калужская, д. 48. В 2020 году в здании проводится реэкспозиция, в апреле состоится открытие обновленных выставок в основном здании музея (ул.Чехова д. 87).

А в 1987 г. в ведение музея была передана старообрядческая церковь Покрова вместе с великолепной коллекцией церковного искусства XVI–XX вв., собранием рукописных и старопечатных книг, церковной утвари. В музейных фондах сосредоточилось почти все художественное наследие, принадлежавшее А. В. Мараевой.

В 2002 г. музею был передан дом, в котором жил мастер фотопейзажа, один из самых ярких представителей пикториальной фотографии Николай Платонович Андреев. В настоящее время Мемориальный дом фотохудожника Н.П. Андреева находится в аварийном состоянии и закрыт на ремонт, а экспозиция размещена на ул. Калужская д.48

Музей сегодня

Искусствоведы называют Серпуховский историко-художественный музей «Малой Третьяковкой»: богатейшая в Подмосковье коллекция художественных произведений русского и западноевропейского искусства. А филиал музея — Покровская старообрядческая церковь представляет собой уникальный старообрядческий богослужебный комплекс.

Серпуховский музей — участник крупных выставочных проектов за рубежом — в Италии, США, Корее, Хорватии, Великобритании, Финляндии и других странах, где наряду с крупными федеральными и региональными музеями страны представляет историю и культуру России.

Экспонаты СИХМ часто привлекаются на всероссийские выставки в крупнейшие музеи страны — в Государственную Третьяковскую галерею, Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им.Андрея Рублева и др.

Серпуховский музей был удостоен чести дважды принять участие в федеральном проекте «Золотая карта России» (ГТГ, 2008 и 2013 гг.). Выставки «Русское искусство 1870-1910 гг. из собрания Серпуховского историко-художественного музея» и «Православные древности Серпуховского края» получили восторженные отклики москвичей и гостей столицы.

Наиболее значимые выставочные проекты последних лет, в которых принимал участие Серпуховский музей:

«Русский авангард» (Италия, Alberto delle Povere (Палермо), Ara Paсis (Алтарь Мира), Рим, 2011-2012 г.) в рамках Года Италии в России и России в Италии; «Русские и немцы: 1000 лет истории, культуры, искусства» (Москва, Берлин, 2012-2013) в рамках Года Германии в России; «Четыре века русской живописи» (Казахстан, Астана, 2014 г.), «Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом» (Государственная Третьяковская галерея, 2013 г.), «От преподобного Сергия Радонежского до преподобного Серафима Саровского. Монастырские традиции в русском искусстве» (Центральный музей древнерусской культуры и искусства им.Андрея Рублева, 2014 г.), «Григорий Угрюмов. 1764-1823» (Государственный Русский музей, 2014 г.), «Вечные темы искусства» (Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, 2015 г.), «Наука побеждать. Военная история России в изобразительном искусстве» (Центральный музей Великой Отечественной войны, 2015 г.), «И.К.Айвазовский. Крым-Подмосковье» (Музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим», 2016 г.),"Иван Шишкин. К 185-летию со дня рождения" (МВК «Новый Иерусалим», 2017 г.).

В 2018 юбилейном году, музею исполнилось 100 лет, он принял участие в крупных межмузейных проектах, таких как «Роберт Фальк. Грани творчества» (МВК «Новый Иерусалим»), «Василий Верещагин: персональная выставка» (Государственная Третьяковская галерея), «Сокровища музеев России» в рамках XVII церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь» (ЦВЗ «Манеж»), «Сокровище вечное. Церковные древности из собрания Анны Васильевны Мараевой» (Музей русской иконы).

В 2019г. и начале 2020г. музей принял участие в таких масштабных межмузейных выставочных проектах как: «Давид Бурлюк. Слово мне!» — музей русского импрессионизма (г.Москва) 2019г; «Сокровище вечное. Церковные древности из собрания Анны Васильевны Мараевой» — Музей русской иконы (г.Москва) 2019г; «Natalia Goncharova» — Tate Modern (Лондон, Великобритания) 2019г; «Никита Федосов. К 80-летию со дня рождения» — МВК Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки (г.Москва) 2019г; «Natalia Goncharova» — Tate Modern Palazzo Strozzi (Флоренция, Италия) 2019-2020гг; «Natalia Goncharova» — Tate Modern (Хельсинки, Финляндия) 2020г.; «Цвет. 90 шедевров из музеев Подмосковья» — МВК Московской области «Новый Иерусалим» (г.Истра) 2019-2020гг; «Николай Андреев. Серпухов. Россия» — музей истории г. Обнинск. 2020г.

В самом музее сотрудники СИХМ ежегодно организовывают и проводят более 15 различных выставок, среди которых персональные экспозиции, как местных художников, так и художников из крупных городов России.

Значительными выставочными проектами на территории самого музея из фондов музея за последние годы стали: «На окских рубежах Древней Руси» (2010)«, «Здесь Север с Западом сражался…» (2012), «Из истории дома Мараевых. 1919» (2013), «Магия фарфора» (2015)«, «Блажен читающий» (2015), «История в кошельке» (2014) — совместный проект музея, Министерства культуры Московской области и Сбербанка России, где впервые в практике СИХМ активно использовались передовые мультимедийные технологии.

В 2018 году при поддержке Министерства культуры Московской области впервые в залах музея реализован масштабный межмузейный выставочный проект «Пленники красоты. Генрих Семирадский и художники позднего академизма», в котором приняли участие Государственная Третьяковская галерея, Государственный русский музей, Переславль-Залесский историко-архитектурный музей-заповедник Выставка приурочена сразу к двум «знаковым» событиям: 175-летию художника и 100-летию Серпуховского музея.

Большой популярностью у посетителей пользуются культурно-просветительские мероприятия музея: литературные и музыкальные вечера, интерактивные занятия для детей, акции «Ночь в музее» и «Ночь искусств», Новогодние и Рождественские праздники, организация и проведение дней рождений и свадебных торжеств.

Введены новые формы работы с посетителями: мастер-классы на которых посетители знакомятся с народными промыслами; интерактивные занятия с выполнением творческого задания «Я — художник», «Чудо-самовар», «Ситцевый павлин»; образовательная программа с использованием исторических реконструкций — «Щит предков»; театрализованные экскурсии «Ожившие картины» (в залах экспозиции) и «По улицам провинциального Серпухова» (пешеходные по исторической части города), пользующиеся популярностью у серпуховичей.

В Ярославле на Международном конкурсе «Туристский бренд: лучшие практики 2015» в номинации «Историко-культурный туризм» в категории «Профессиональный проект» (действующий туристический бренд) Серпуховский музей награжден Дипломом победителя за культурно-просветительский проект «По улицам провинциального Серпухова». А в мае 2017 года творческий коллектив сотрудников — музейный театр «Ника» был удостоен звания «Народный».

Работники музея на протяжении всего периода существования музея ведут обширную научную деятельность. Значение многих работ трудно переоценить.