Skip to main content

Выставка «Обитель на Белом море»

Мини-выставка «Обитель на Белом море» знакомит с памятниками древнерусской живописи, связанными с Спасо-Преображенским Соловецким мужским монастырем. Основанный в 1420-1430-е гг. монастырь издревле являлся форпостом русской цивилизации на Севере и замечательным центром отечественной средневековой культуры. Отдаленность и труднодоступность обители сделали ее (с XVI по XX столетия) известным местом заточения неугодных властям лиц. В 1668 г. монастырь восстал против печально известной церковной реформы, сопротивление соловецких иноков церковным и светским властям продлилось до 1676 г. Погибшие защитники обители чтились старообрядцами как мученики и страдальцы, а спасшиеся от расправы монахи, не принявшие никоновых новин, стали для многих староверов духовными наставниками.
В собрании музея сохранились две древние иконы с изображением святых основателей Соловецкого монастыря — преподобных Зосимы и Савватия.
Первая икона относится ко второй четверти XVI столетия. Живопись фона поновлены в XIXв., но через эту позднюю краску просматривается первоначальный живописный слой. Святые Зосима и Савватий представлены в молении образу Богородицы Знамение, написанному в верхней части иконы. Образ принадлежит к числу раздаточных, т.е. предназначавшихся для благотворителей или посетителей монастыря. Эту икону могли написать либо в самом монастыре, либо в мастерской, работавшей вне монастырских стен, но по заказу монастырских властей. Это произведение — самый ранний пример изображения русских чудотворцев в коллекции музея.
К паломническим иконам можно отнести и другой образ, связанный с Соловками — «Обитель преподобных Зосимы и Савватия». В основе произведения — живопись XVII века, значительно поновленная в XIX в. Уникальность его состоит в том, что на ней изображены не только святые угодники, но и монастырь, которому они положили начало и где хранятся их целебные мощи. В центре иконы — молящиеся образу Спаса Нерукотворного преподобные Зосима и Савватий, находящиеся в главном монастырском соборе. Слева от храма придел с ракой мощей чудотворцев, за собором слева — звонница с колоколами и монахом-звонарем. Изображения св. Николы и Богородицы отмечают посвящения остальных храмов монастыря. Постройки комплекса окружены стенами, в него ведут монументальные врата. За обителью — море с ритмично катящими волнами. Иконы, изображающие не только святых, но местность где они подвизались известны в отечественном искусстве с XVI в., генетически они восходят т.н. иконам — проскинитариям, на которых отображали святыни Иерусалима, Палестины, Афона и Синая. На оборотной стороне произведения сохранились следы сделанной полууставом надписи, которая может быть автографом художника — Максима Тихонова.
На иконе середины XVII в. «Святитель Филипп, митрополит Московский» изображен обличитель опричнины Ивана Грозного — митрополит Филипп, который до избрания на московский митрополичий престол являлся игуменом Соловецкого монастыря.
Небольшая икона Богоматери Знамение напоминает об одной из утраченных в ХХв. святынь Соловков. Одноименный Образ Богородицы некогда располагался над входом в Спасо-Преображенский собор монастыря и именно он, по преданию, защитил обитель во время бомбардировки ее англичанами в 1854 г.