Камерная выставка проходит в залах второго этажа главного здания музея — особняка А.В. Мараевой
В стоимость билета на выставку «Репин и Суриков» входит посещение выставки «Творческая сага»
Илья Ефимович Репин
«Идите своим собственным путем, ищите свой почерк, не подражайте никому, искусство не терпит трафаретов»
«Мне нет дела до красок, мазков и виртуозности кисти, я всегда преследовал суть: тело как тело».
Василий Иванович Суриков
«А главное, я красоту любил. В лица с детства еще вглядывался: как глаза расставлены, как черты лица составляются».
Уважаемые посетители, камерная выставка «Репин и Суриков» в Серпуховском музее — уникальная возможность «прикоснуться» к творчеству выдающихся художников XIX века.
Полотна, представленные на выставке, посещают Серпухов впервые. Их дебют станет одним из ярких культурных событий 2024 года.
Илья Ефимович Репин — великий русский художник-реалист XIX -XX столетий, мастер исторической и жанровой живописи, выдающийся портретист и человек неравнодушный к судьбе Отечества. Его удивительный талант заключался в умении превращать бытовые сцены в эпические, видеть в частном — общее, философское, историческое. Он был художником-повествователем, создающим истории. Его работы — это не просто холсты в интерьере, это окна в другие эпохи и судьбы, раскрывающие зрителю глубокие и сложные грани русской души и культуры.
Вполне в духе времени Репина волновали вечные темы библейской истории, и он неоднократно писал картины на темы Священного Писания или включал в свои полотна аллюзии на них. Появление в обширном наследии Репина иконных образов кажется уникальным случаем, хотя еще в 1850-х в родном Чугуеве он начал учиться у иконописца и на заказ писал иконы и расписывал местные церкви.
Икона «Рождество» была исполнена в 1890 году для церкви в имении Тарталеи Нижегородской губернии. Изображенная сцена согласуется с описанием в Евангелии от Луки.
Картина «Садко» (1876) — Заказ великого князя Александра (будущего императора Александра III). В картине, написанной на сюжет новгородской былины, изображен купец Садко в подводном царстве. В период пенсионерской командировки оторванный от привычной среды молодой художник воспользовался фольклорной темой для выражения своего состояния и настроения.
Для образа главного героя Репину позировал Виктор Васнецов, которого художник попросил приехать в Париж. Русский мастер, которому предстояло отдать в будущем столько сил и таланта теме сказок в искусстве, стал прототипом богатого купца из новгородской былины.
Василий Иванович Суриков — великий мастер исторической живописи, «провидец времен, минувших». Его масштабные полотна властно вовлекают зрителя в поток событий прошлого, словно воочию увиденных самим художником, заставляют сопереживать их участникам.
У Сурикова был особый дар извлекать образы истории, которые рождались в видении художника как мгновенное яркое озарение, и придавать им ощущение подлинности увиденного. В след за ним и зритель переживает живое соприкосновение с историей.
Композиции его художественных произведений, выделяли его из числа современников. Он сознательно искажал реальность, принося в жертву историческую достоверность, эмоциональной составляющей всей картины.
Полотно «Посещение царевной женского монастыря» стало последним значительным историческим произведением великого русского исторического живописца Василия Сурикова. По свидетельству внучки художника Натальи Кончаловской, позировавшей для картины, произведение было создано им под впечатлением от книги историка Ивана Забелина «Домашний быт русских цариц». Сурикова поразил рассказ о судьбе молодых царевен в эпоху средневековой Руси. С рождения они являлись «пленницами» царских теремов, а достигнув совершеннолетия, могли выйти замуж только за равного себе по положению. Брак с иностранным принцем был исключен по религиозным соображениям. Дочерям царского рода оставался лишь один путь — пострижение в монахини, богатое приданое при этом жертвовалось на нужды церкви.