Skip to main content

ВкусИскусства

Ла дача

Совместный проект Серпуховского историко-художественного музея и ресторана «Ла Дача»

Попробуйте авторские блюда от поваров ресторана Ла Дача, вдохновленных картинами великих живописцев.

Директор музея Жанна Алейникова и ресторатор Сергей Никитин решили запустить этот проект в Серпухове, чтобы показать жителям и гостям нашего города, что искусство — разнообразно и всеобъемляще.

Гастрономия — значимая часть национальной культуры во всем мире. Кроме того, этот проект станет большим вкладом в популяризацию собрания «Жемчужины южного Подмосковья».

Для проекта, рестораторами были выбраны три произведения, совершенно разного времени и стиля, которые воплащены в интерейнейших вкусовых сочетаниях

Васнецов Виктор Михайлович «Витязь на распутье», холст, масло. 1878 г.

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) — великий русский живописец, чье имя и картины известны каждому. Художественную ценность произведений Васнецова для русской культуры невозможно переоценить. Он был одним из первых, кто оживил на своих полотнах волшебный мир сказок, былин и русского фольклора. В картинах Васнецова, как и в русском народном творчестве, воплощены правда о народе, любовь к русскому человеку и вера в самые лучшие и высокие его качества.

Общая логика Васнецовского замысла такова, что художник постепенно «погружает» зрителя в повествование; «обезличив» в конце концов своего богатыря, — он тем самым форсировал «эффект участия»: так, чтобы мы смотрели уже не на героя, но на мир картины, глазами этого героя. Популярное название, «Витязь на распутье» — не является авторским: сам В. М. Васнецов определил свой сюжет словами «Витязь в раздумье перед прямой дорогою», — в письме к Павлу Петровичу Чистякову, от 25 апреля 1882 года, — Виктор Михайлович Васнецов. Распутья и выбора одной из трёх дорог, в большинстве повторений его картины, — нет; показана драматичная ситуация порубежья: богатырь оказался на краю чуждого, неведомого, гибельного «дикого поля», — и должен сейчас этот рубеж преодолеть. Если в раннем варианте картины, — надпись на камне повторяла былинный текст целиком: «Направо ехати — женату быти, налево ехати — богату быти…», — то позднее (- как и здесь) художником была оставлена лишь грозная концовка: «Как прямо ехати — живу не бывати, нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролётному».

Блюдо к картине «Витязь на распутье»

Состав блюда: говяжье ребро с мисо-картофелем, шпинатом и соусом Порто.

Кейп Беньямин Герритс «Рыбный рынок на морском берегу в окрестностях Схевенингена», холст (дублирован), масло, ок. 1640 г.

Кейп Беньямин Герритс (1612-1652) — голландский живописец. Сын живописца по стеклу, учился в дордрехтской мастерской старшего брата Якобы Герритса Кейпа. Испытал влияние Рембрандта, Леонарда Брамера и Адриана ван Остаде. Был автором многочисленных картин на религиозные сюжеты, жанровых и батальных сцен на фоне пейзажа. Его достаточно индивидуальная широкая живописная манера и характерный сероватый и коричневато-золотистый колорит высоко ценились современниками и последующими поколениями коллекционеров.

По сюжету и манере исполнения, картина достаточно типична для творчества этого художника. Необычайно живописная дюнная прибрежная местность в окрестностях городка Схевенингена (недалеко от Гааги) с легко узнаваемой колокольней собора была одним из излюбленных мотивов в искусстве многих голландских художников XVII столетия, позволявших в равной мере продемонстрировать своё мастерство в изображении ландшафта и многофигурных сцен.

Блюдо к картине «Рыбный рынок на морском берегу в окрестностях Схевенингена»

Состав блюда: салат с морским гребешком, грецким орехом, креветками и камчатским лососем.

Гончарова Наталия Сергеевна. «Женщина с папиросой», холст, масло. 1910 г.

Наталия Сергеевна Гончарова (1881-1962) — живописец, график, художник театра, книги, прикладного искусства, вместе с М.Ф. Ларионовым стала основателем «лучизма». Работала во всех стилях от импрессионизма до абстракции. Участница авангардных выставок «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Мишень», а также выставках «Мир искусства». С 1915 года по приглашению С.П. Дягилева работала в Париже. Творчество Наталии Гончаровой замечательно почвенной силой и красочностью. Художница — самая яркая звезда русского авангарда. Авангард будоражит, озадачивает, возмущает — он ни в коем случае не должен оставить публику равнодушной.

Полотно относится к числу ранних живописных опытов художницы. Дерзкий, вызывающий облик модели—выражает принципиальную черту авангардного искусства, где мерою авторского успеха служит не собственное совершенство работ, а производимое ими впечатление. Авангард будоражит, озадачивает, возмущает—он ни в коем случае не должен оставить публику равнодушной.

Блюдо к картине «Женщина с папиросой»

Состав блюда: лосось гамадари с авокадо, томатами, эстрагоном, чимичурри и кедром.