Skip to main content

Василий Верещагин в Туркестане. К 180-летию со дня рождения художника. (1842-1904)

26 октября 2022

«Верещагин не просто только художник,
а нечто большее».
И.Н. Крамской.

Василий Васильевич Верещагин известен зрителю прежде всего, как мастер, на полотнах которого разворачиваются военные события. В этом нет ошибки. Сам Верещагин в письме к коллекционеру П.М. Третьякову написал: «передо мной, как перед художником война и ее я бью, сколько у меня есть сил: сильны ли, действительны ли мои удары — это другой вопрос, вопрос моего таланта, но я бью с размаха и без пощады».
Но Верещагин был еще неутомимым путешественником, литератором, этнографом, писал стихи. Где только не побывал он в своей жизни — Европа, Америка, Филиппины, Индия, Дальний Восток. Восток смолоду манил его к себе и ему были близки слова Ф.М. Достоевского: «Россия не в одной только Европе, но и в Азии, потому что русский не только европеец, но и азиат».
В 1860 году молодой гардемарин Верещагин с отличием закончил Морской кадетский корпус, но мечты его были не о море, а о живописи. Он тут же вышел в отставку и вопреки воле родителей, поступил в Петербургскую Академию художеств, которую вскоре бросил. Верещагин сначала решил отправиться на Кавказ, а затем, получив состояние после смерти дяди, уехал учиться во Францию.
Энергичный, умный, сильный физически он был бесконечно работоспособен и упорно, по многу часов трудился в мастерских Парижской Академии изящных искусств. Но жизнь с ее яркими красками и интересными событиями тянула его все больше. Верещагин оставил Париж и уехал в Грузию, где создал серию кавказских сюжетов, поразивших его французских наставников. В 1866 году они с успехом были представлены в Парижском Салоне. Обретя уверенность в своем профессионализме, художник махнул рукой на всякие дипломы. Вскоре у него появилась возможность увидеть Восток и настоящие боевые действия. Ведь он еще не сталкивался с войной напрямую и желал лицезреть ее «без румян и белил».
В чине прапорщика Верещагин начинает служить художником—картографом военного штаба при генерал-губернаторе Туркестана К.П. Кауфмане. Оговорил он и особые условия, принятые начальством, — иметь право носить гражданскую одежду, свободно передвигаться по Туркестанскому краю и не быть представленным к очередным наградам. Верещагину было всего 25 лет. Он был полон сил и желаний получить новые впечатления, которые фиксировал в путевых дневниках и впоследствии опубликовал в журналах «Всемирный путешественник», «Русская старина» и др.
В течение двух лет (1868-70) он объездил весь Туркестанский край, побывал в Кокандском и Хивинском ханствах, в Бухарском эмирате, иногда с риском для жизни. Изучая быт и нравы местного населения, приобретая или выменивая посуду, ковры, оружие и даже засушенных скорпионов. Делая множество натурных рисунков, Верещагин полагал, что все это пригодится ему для будущих выставок. «Материала для изучения и рисования, — писал художник, — было столько, что буквально трудно было решиться, за что заранее приняться: природа, постройки, костюмы, обычаи — все было оригинально, интересно». Но и в военных действиях Верещагин не остался сторонним наблюдателем. В мае 1868 года Самарканд (там был маленький гарнизон в 500 человек) окружили 50 вооруженных хивинцев. Прапорщик Верещагин вместе с солдатами 8 дней мужественно держал осаду. Когда же в крепостной стене была пробита брешь, повел солдат в контрнаступление. Полученный за этот подвиг орден Св. Георгия 4 степени — единственная награда от которой Верещагин не отказался. Тогда же возникла у художника идея создать целый цикл работ, чтобы познакомить общество со Средней Азией ближе.
Во время своей второй поездки в Туркестан Верещагин продолжал изучать край, рисовать, иногда писать маслом. Особые чувства у Верещагина вызывали красота и величие древних архитектурных памятников Самарканда. Его волновало их тогдашнее состояние, о чем он даже написал в газету «Санкт-Петербургские ведомости».
Свою «туркестанскую серию» Верещагин создавал в Париже и Мюнхене. Цикл состоял из тринадцати картин, более 80-ти этюдов и 130 карандашных рисунков. Первая персональная выставка художника, на которой они экспонировались открылась тоже за границей — в Лондоне и лишь в следующем году в Петербурге и Москве. Продать работы художник хотел только в России и непременно всю серию целиком. Купил ее известный коллекционер П.М. Третьяков за 92 тысячи рублей серебром.
Одна из работ Верещагина, написанная в Туркестане, «Самарканд». Картина хранится в коллекции Серпуховского историко-художественного музея. Верещагин писал ее в ранние утренние часы. Он изобразил одно из центральных строений площади Регистан — Медресе Улугбека. В XV веке в здании медресе находился выдающийся научный и культурный центр средневекового мира, где преподавали не только богословие, но и светские науки. Художник ничего не приукрасил: хорошо видна степень утрат постройки, ее пострадавшие от землетрясений минареты и шумная цветистая толпа возле торговых палаток.
Верещагину, получившему со временем огромную мировую известность, много еще пришлось колесить по свету, создать большое количество талантливых, правдивых полотен, написать несколько книг. Сложный, суровый, противоречивый, харизматичный, он неизменно заявлял: «Я буду всегда делать то и только то, что сам нахожу хорошим, и так как сам нахожу это нужным». Так он и делал, так и жил. В феврале 1904, недавно вернувшись из Японии, Верещагин, не слушая уговоров жены и детей, отправился на русско-японскую войну и погиб вместе с адмиралом С.О. Макаровым и экипажем флагманского броненосца «Петропавловск», подорвавшегося на мине.

Туркестанский край.
В 1867 году к Российской империи была присоединена часть Центральной Азии и учреждено Туркестанское генерал-губернаторство, включавшее две области с центром в Ташкенте, где находилась резиденция генерал-губернатора. С 1886 года территория получила название Туркестанский край.