Skip to main content

«Рембрандт. Гравюры».

21 февраля 2022

На протяжении нескольких веков творческое наследие гениального голландского художника Рембрандта Харменса ван Рейна (1606-1669) не перестает удивлять и восхищать зрителей. Мастер сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство. Специалисты считают, что он был также крупнейшим в Европе мастером рисунка и гравюры. И гравер Рембрандт уступал в мастерстве разве что Рембрандту живописцу. Основной техникой художника был офорт – вид гравюры на металле, известный с начала XVI века. Рембрандт занимался офортами на протяжении всей творческой жизни, первые два — «Отдых на пути в Египет» и «Обрезание» датированы 1626 годом, а последний «Портрет Яна ван дер Линдена» выполнен в 1665 году. Он также коллекционировал офорты других художников, таких, как А. Дюрер, Г. Сегерс, Д. Кастильоне.
Техника офорта заключается в том, что на цинковую или медную пластину («доску») наносят кислотоупорный лак. После этого стальной иглой по линям будущего изображения процарапывают слой лака до металла и затем пластину помещают в кислоту. Травление в кислоте может производиться в несколько приемов.
Благодаря Рембрандту офорт вышел на совершенно новый уровень. Для достижения особой выразительности художник применял различную технику изготовления офортов: повторное травление, использование «сухой иглы» или резца, «затяжка» (растирание краски на пластине), а иногда комбинировал в одном офорте несколько видов техник. Экспериментировал мастер и с бумагой. В частности, использовал «японскую бумагу» с желтоватым оттенком, оттиски на которой казались ему более выразительными. С каждой пластины можно было сделать ограниченное число отпечатков, и Рембрандт, никогда не злоупотреблял числом копий, следил прежде всего за высоким качеством оттисков. Случалось, что художник по нескольку раз переделывал один и тот же офорт, в результате чего некоторые его произведения сохранились в нескольких вариантах. Стремление добиться идеального результата иногда приводило к тому, что работа затягивалась на несколько лет. Так, например, на исполнение знаменитого офорта «Христос, исцеляющий больных (Лист в сто гульденов)», у Рембрандта ушло целых 7 лет.
 
«Христос, исцеляющий больных» (1649) — офорт, на котором изображено более 40 персонажей, считается одним из лучших у Рембрандта. Второе название офорта — «Лист в сто гульденов» появилось, по одной версии, после того, как офорт был однажды продан за такую огромную по меркам XVII века сумму. Согласно второй версии — Рембрандт обменял свой офорт на редкую работу итальянского гравера Маркантонио Раймонди, выполненную с рисунка Рафаэля, за которую торговец первоначально просил 100 гульденов.
 
 
 
Замечательное издание «Рембрандт. Гравюры» с офортами художника хранится в фонде редкой книги Серпуховского историко-художественного музея.  Книга вышла в свет в 1924 году в издательстве «Новая Москва», тиражом 3000 экземпляров, под редакцией профессора Н.А. Сидорова. Автор книги Генрих Рихард Гаман (1879-1961) — немецкий теоретик и историк искусства, ученик Хейнрика Вёльфлина (1864-1945). Его монография стала первой полноценной книгой о Рембрандте в русскоязычной литературе. После 1924 года эта книга не переиздавалась.
 
 
 
Цель своего труда Г.Р. Гаман четко определил в предисловии к первому изданию (Берлин, 1905г): «Данная книга обращена не к знатокам и является не специальной «ученой» работой, а имеет целью ввести Рембрандта в сознание всей той широкой публики, которая обычно именуется «любителями». Для достижения своей цели автор проделал огромную работу. Он распределил произведения (гравюры) мастера по тематическим группам (а их в книге более ста) и подробно «рассмотрел» каждую. В одну из глав, посвященную портретам и автопортретам, удачно вплетена биография художника.
В творчестве Рембрандта – гравера искусствоведы выделяют два периода, а именно: работы, выполненные в Лейдене, городе, где родился художник и работы, выполненные в Амстердаме, в который он переехал уже как состоявшийся художник в 1632 году и где прожил до самой смерти. Еще в Лейдене Рембрандт исполнил много небольших автопортретов.
 


Изучая мимику своего лица, художник учился передавать разные душевные состояния (гнев, испуг, удивление) средствами нового для него вида искусства. Автопортреты Рембрандта были созданы им, смотрящим на себя в зеркало, и поэтому настоящие черты художника изменены. В гравюрах процесс печати создает перевернутое изображение, из-за чего Рембрандт на них представлен в той же ориентации, в какой его видели современники.
Помимо традиционных портретов и иллюстраций к библейским, мифологическим и историческим сюжетам, в офортах Рембрандта встречаются пейзажи, обнаженная натура и даже один натюрморт.
«Три дерева» (1643) — самый большой офорт Рембрандта с пейзажем. Изображение трудно интерпретировать, хотя некоторые исследователи высказывают предположение, что три дерева символизируют три креста. Появление странных облаков слева от центра связано с тем, что Рембрандт использовал пластину с отвергнутым наброском для ранее созданного офорта «Успение богородицы».
 
 
 
 
Как и в живописных творениях мастера, свет стал структурным элементом и в его гравюрах. Техника офорта позволила художнику получать тончайшую градацию и мягкую игру света и тени для достижения эффекта объема изображаемого предмета. Швейцарский историк искусства Хейнрик Вёльфлин (1864-1945) отмечал офорты Рембрандта именно за их глубину, движение и объем образа с легкой размытостью изображения.
Офорты и живопись в творчестве Рембрандта часто были взаимосвязаны. Сначала художник рисовал офорт, а затем по этой же схеме повторяющую его живопись. Иногда наоборот – офорт дублировал живописное полотно. Библейский сюжет всегда интересовал художника, как будто он находил для себя в этом не только тему для живописи, но и утешение для мятущейся души.
Офорт «Блудный сын», 1636г. Притчу о блудном сыне мы встречаем в Евангелии от Луки. Она рассказывает о юноше, покинувшем отцовский дом и промотавшем наследство. Находясь в отчаянном положении и полной нищете, юноша возвращается к отцу, готовый стать его последним рабом. Но вместо презрения он находит царский прием, вместо гнева — всепрощающую, глубокую и нежную отцовскую любовь.
 
 
 
 
 
 
Некоторые исследователи предполагают, что заинтересованность Рембрандта офортами объясняется денежной стороной. В отличие от живописи, которая могла простаивать годами, офорты тут же выставлялись на обозрение. Гравюры приносили Рембрандту неплохой доход и позволяли познакомить со своим творчеством широкий круг людей. Интересно, что за границей Нидерландов Рембрандта лучше знали именно как гравера.
Выставка «Образ и смысл», посвященная голландской живописи XVII века, которая проходит сейчас в стенах нашего музея, помогла выбрать тему данной статьи. В одном из залов экспозиции представлены работы учеников и последователей великого Рембрандта Харменса ван Рейна. Уже в самом начале своего творческого пути Рембрандт постоянно находился в окружении многочисленных учеников, которых притягивала яркая, неординарная личность художника. Конечно, ученики Рембрандта стремились постичь манеру учителя. С этой целью они копировали его картины и рисунки. Но усвоение учеником манеры учителя не было самоцелью рембрандтовской методики обучения. Он рекомендовал воспитанникам избрание собственного пути в искусстве: «Старайся по-своему использовать в своих работах то чем овладел в процессе обучения, тогда ты вскоре обнаружишь глубинный смысл того, о чем спрашивал».