Программа Лектория в рамках Биеннале визуальных искусств, проходящей в Серпухове с 29 июня по 29 сентября 2024
Лекционная программа Биеннале визуальных искусств помогает увидеть, как авангард проявляет себя во всех сферах жизни. В разное время совокупность новаторских движений оказала большое влияние на всевозможные направления искусства, проросла в историях семей, в личных историях, в разнообразных проявлениях творчества и мысли.
Серпуховская Биеннале — это лекции, неформальные встречи, разговоры и споры об авангарде вчера, сегодня, завтра.
3 августа 2024
17:00
Лекция «Подруги: Варвара Степанова и художницы ее круга» с Александрой Даниловой
Лекция куратора Александры Даниловой посвящена открывшейся в ГМИИ имени А.С.Пушкина выставке «Подруги», приуроченной к юбилею Варвары Степановой.
Открывшаяся в Москве экспозиция посвящена сообществу женщин-художниц, творчество и судьбы которых пересекались на протяжение 1910–1930-х годов: они были лично знакомы и участвовали в общем художественном процессе. Живописцы, художники театра, модельеры, преподаватели, дизайнеры, кинорежиссеры и фоторепортеры — своим творчеством подруги сформировали особый язык и создали проектную модель русского авангарда.
В нашем разговоре упоминаются: Ольга Розанова, Любовь Попова, Александра Экстер, Анастасия Ахтырко, сестры Ольга и Галина Чичаговы, Вера Мухина, Надежда Ламанова, Елизавета Игнатович, Эсфирь Шуб.
А центром рассказа станет, конечно, Варвара Степанова, вокруг которой были сконцентрированы многочисленные процессы рождения нового искусства в различных областях. Она — свидетель и летописец (благодаря дневниковым записям), она — участник (благодаря корпусу ярких произведений и выставочной практике), она — многопрофильный художник. Творчество подруг в каком-то смысле можно назвать «лабораторией русского авангарда»: они несли с собой новое миропонимание, новую модель искусства, каждая в своей области.
Открывшаяся в Москве экспозиция посвящена сообществу женщин-художниц, творчество и судьбы которых пересекались на протяжение 1910–1930-х годов: они были лично знакомы и участвовали в общем художественном процессе. Живописцы, художники театра, модельеры, преподаватели, дизайнеры, кинорежиссеры и фоторепортеры — своим творчеством подруги сформировали особый язык и создали проектную модель русского авангарда.
В нашем разговоре упоминаются: Ольга Розанова, Любовь Попова, Александра Экстер, Анастасия Ахтырко, сестры Ольга и Галина Чичаговы, Вера Мухина, Надежда Ламанова, Елизавета Игнатович, Эсфирь Шуб.
А центром рассказа станет, конечно, Варвара Степанова, вокруг которой были сконцентрированы многочисленные процессы рождения нового искусства в различных областях. Она — свидетель и летописец (благодаря дневниковым записям), она — участник (благодаря корпусу ярких произведений и выставочной практике), она — многопрофильный художник. Творчество подруг в каком-то смысле можно назвать «лабораторией русского авангарда»: они несли с собой новое миропонимание, новую модель искусства, каждая в своей области.
10 августа 2024
17:00
Лекция «Авангард в промдизе: от Малевича до AI» с Еленой Пантелеевой
Елена Пантелеева, руководитель магистерской программы «Промдизайн и инжиниринг» НИТУ МИСИС, евангелист промышленного дизайна.
Ретроспектива ключевых проектов из сферы промышленного дизайна, вдохновленных русским авангардом.
Ретроспектива ключевых проектов из сферы промышленного дизайна, вдохновленных русским авангардом.
17 августа 2024
17:00
Лекция «Как авангардисты объясняли своё искусство массам? Попытки популяризации авангарда в Советской России, 1918-1932» с Иваном Костиным
Иван Костин, искусствовед, историк, исследователь истории русского искусства XIX-XX века, специалист по истории русского авангарда, аспирант Российского института истории искусств, Санкт-Петербург.
24 августа 2024
15:00
Лекция «Энциклопедия авангарда» с Татьяной Быковской
Авангард — это удивительный калейдоскоп, где абсолютно разные художественные направления и течения объединились, чтобы дать жизнь неповторимым шедеврам русских художников, в творчестве которых были стёрты все некогда существовавшие границы.
В субботу, 24 августа, вместе с искусствоведом Татьяной Быковской мы изучим все буквы авангардного алфавита, чтобы без труда прочитать самые интересные шедевры.
В субботу, 24 августа, вместе с искусствоведом Татьяной Быковской мы изучим все буквы авангардного алфавита, чтобы без труда прочитать самые интересные шедевры.
31 августа 2024
17:00
Лекция «Авангард в литературе. Русские футуристы» с Натальей Басмановой
Русский футуризм — одно из самых заметных направлений отечественного авангарда. Манифест Томмазо Маринетти был принят и переосмыслен, явив в начале ХХ века феерию словотворчества. Были провозглашены разрыв с традицией, отрицание преемственности, устремление в будущее, эксперименты со словом и языком и ещё множество особенностей, которые позволили в дальнейшем называть русский футуризм ярчайшим явлением мировой культуры.
Наталья Басманова — соискатель учёной степени кафедры истории искусств РГГУ, автор научных статей.
Наталья Басманова — соискатель учёной степени кафедры истории искусств РГГУ, автор научных статей.
7 сентября 2024
17:00
Лекция «О конструктивизме вкратце» с Дмитрием Никишовым.
Лекция расскажет о месте этого направления в системе авангарда. О том какие произведения и художники стали важными для его становления. Какие теоретики первые начали выделять конструктивизм в отдельное направление в искусстве. Какие первые выставки конструктивизма можно считать ключевыми. Какое место в иерархии конструктивизма занимают разные виды искусства: от живописи до дизайна. Кто его главные художники и произведения, которые следует знать.
14 сентября 2024
17:00
Лекция «Авангард И я, точки сопрИкосновения» с участием плейбэк-театра «Артментальность» и проекта «Истории из картин».
Добрый день, давайте знакомиться. Я — Екатерина Половникова, искусствовед, познакомлю вас с художниками Авангарда разного времени. Открою интересные детали их жизни и творчества. Вместе мы увидим и постараемся понять смыслы, значения, задачи картин художников.
Мы здесь вместе с образовательным проектом «Истории из картин» и плейбек-театром «Артментальность».
Используя приемы артмедиации, вместе со зрителями мы исследуем картины, попробуем их на ощупь, вкус, запах, поищем эмоциональный отклик.
«История из картин» — это уникальный образовательный проект, для тех кто хочет познать искусство и себя с помощью органичного сочетания лекции, игры актеров, музыки и выставки художников с созданными рисунками в ходе перфоманса.
Проект открывает такие моменты познания, которые позволяют зрителям почувствовать и посмотреть на картину через разные методы и истории людей и ярче ощутить, вжиться в образ произведения.
Мы здесь вместе с образовательным проектом «Истории из картин» и плейбек-театром «Артментальность».
Используя приемы артмедиации, вместе со зрителями мы исследуем картины, попробуем их на ощупь, вкус, запах, поищем эмоциональный отклик.
«История из картин» — это уникальный образовательный проект, для тех кто хочет познать искусство и себя с помощью органичного сочетания лекции, игры актеров, музыки и выставки художников с созданными рисунками в ходе перфоманса.
Проект открывает такие моменты познания, которые позволяют зрителям почувствовать и посмотреть на картину через разные методы и истории людей и ярче ощутить, вжиться в образ произведения.
21 сентября 2024
17:00
Лекция «Авангард: бунт против правил. Как идеи художников-изобретателей повлияли на графический дизайн второй половины ХХ- начала ХХI в.» с Екатериной Лаврентьевой
Художники русского авангарда называли себя экспериментаторами, первооткрывателями, изобретателями. Именно их неординарный, подчас провокационный, но одновременно исследовательский взгляд на искусство и его задачи стал началом множества открытий в живописи, архитектуре, дизайне. Активная созидательная позиция художников способствовала переустройству мира, созданию новой визуальной среды. Их яркие открытия повлияли на развитие графического дизайна второй половины ХХ- начала ХХI в., трансформировались в современные приемы коммуникации.
21 сентября. 17.40
Лариса Гринберг, независимый куратор, креативный продюсер, коуч-консультант.
Тема: Встреча посвящена взаимодействию авангардного искусства и фотографии. Поговорим о том, как авангардные движения XX века, такие как дадаизм, сюрреализм и конструктивизм, повлияли на развитие фотографического искусства и изменили восприятие изображения.
В рамках встречи будут рассмотрены одни из ключевых фигур и их работы:
Ман Рэй — пионер экспериментальной фотографии; Анри Картье-Брессон — мастер «решающего момента» и его влияние на документальную фотографию. Ласло Мохой-Надь — новатор, который соединил фотографию с другими медиа. Дороти Ланж — фотограф, запечатлевшая социальные реалии своего времени. Мы обсудим, как эти художники использовали новые подходы, которые привели к визуальным революциям и которые вдохновляли несколько поколений художников
21 сентября. 17.40
Лариса Гринберг, независимый куратор, креативный продюсер, коуч-консультант.
Тема: Встреча посвящена взаимодействию авангардного искусства и фотографии. Поговорим о том, как авангардные движения XX века, такие как дадаизм, сюрреализм и конструктивизм, повлияли на развитие фотографического искусства и изменили восприятие изображения.
В рамках встречи будут рассмотрены одни из ключевых фигур и их работы:
Ман Рэй — пионер экспериментальной фотографии; Анри Картье-Брессон — мастер «решающего момента» и его влияние на документальную фотографию. Ласло Мохой-Надь — новатор, который соединил фотографию с другими медиа. Дороти Ланж — фотограф, запечатлевшая социальные реалии своего времени. Мы обсудим, как эти художники использовали новые подходы, которые привели к визуальным революциям и которые вдохновляли несколько поколений художников
28 сентября 2024
17:00
Лекция «Советский киноавангард 20-х: «невероятная любовь к реальному материалу»» с Евгением Марголитом
Документальная реальность мира, вплотную приближенного революцией к камере — как основной источник вдохновения советского киноавангарда 20-х.
Спикер: Евгений Марголит — кинокритик, телеведущий.
Спикер: Евгений Марголит — кинокритик, телеведущий.
27 июля 2024
15:00
Лекция «Истоки русского авангарда» с Андреем Сарабьяновым
Авангард как художественное явление, возник не на пустом месте. Он вобрал в себя и переработал самые разные направления — от изысканной стилистики «Мира искусства» до народного искусства. О том, как складывался стиль авангардного искусства, пойдет речь в лекции историка искусств Андрея Дмитриевича Сарабьянова.
Лекция пройдет в фондохранилище музея в здании галереи «Каретный сарай»
Лекция пройдет в фондохранилище музея в здании галереи «Каретный сарай»
20 июля 2024
15:00
Лекция «Экспромт об авангарде» с Татьяной Толстой
Популярная писатель и телеведущая Татьяна Толстая приглашает на экспромт — беседу об авангарде в литературе и жизни. Ждем вас 20 июля в 15.00, готовьте свои вопросы и истории!
Лекция пройдет на Летней сцене во дворе музея.
Лекция пройдет на Летней сцене во дворе музея.
13 июля 2024
15.00
Фэшн и авангард: самые передовые решения в области моды
Руководитель направления «Мода» в Школе дизайна НИУ ВШЭ и главный редактор журнала «Черный квадрат» Анзор Канкулов (лекция).
6 июля 2024
15.00
Авангардисты в музыке — Шнитке и Каравайчук
Спикер: Олег Нестеров, лидер рок-группы Мегаполис, музыкант, композитор, поэт, глава рекорд-лэйбла.
Советская киномузыка — мировой феномен. Шостакович, Прокофьев, Вайнберг, Шнитке, Канчели, Губайдулина — нигде в мире композиторы такого высокого уровня не работали в кино. Так получилось, что киномузыка в СССР часто являлась самым свободным, передовым, авангардным явлением в искусстве. Существуя официально, в то же время она могла не вписываться в каноны «социалистического реализма».
Есть большая вероятность, что музыка, написанная большими композиторами ХХ века, рано или поздно исчезнет навсегда — забудется в архивах вместе с фильмами, в которых она звучала. Этой музыки нет в цифровом пространстве, а значит она не существует в современном мире.
Важно и интересно исследовать путь художника. Как ограничения, запрет и несвобода порождали в нем большую свободу, как вынужденная поначалу работа в кино, казалось бы в прикладном и низком жанре, поддерживала и инициировала великие замыслы. На лекции Олега Нестерова поговорим о двух авангардистах в музыке — Шнитке и Каравайчуке.
Советская киномузыка — мировой феномен. Шостакович, Прокофьев, Вайнберг, Шнитке, Канчели, Губайдулина — нигде в мире композиторы такого высокого уровня не работали в кино. Так получилось, что киномузыка в СССР часто являлась самым свободным, передовым, авангардным явлением в искусстве. Существуя официально, в то же время она могла не вписываться в каноны «социалистического реализма».
Есть большая вероятность, что музыка, написанная большими композиторами ХХ века, рано или поздно исчезнет навсегда — забудется в архивах вместе с фильмами, в которых она звучала. Этой музыки нет в цифровом пространстве, а значит она не существует в современном мире.
Важно и интересно исследовать путь художника. Как ограничения, запрет и несвобода порождали в нем большую свободу, как вынужденная поначалу работа в кино, казалось бы в прикладном и низком жанре, поддерживала и инициировала великие замыслы. На лекции Олега Нестерова поговорим о двух авангардистах в музыке — Шнитке и Каравайчуке.