Впервые в Подмосковье в Серпухове организована программа — выставки, лекции, мастер-классы, кинопоказы под открытым небом, музыкальные и театральные выступления — соединяющая отдельные виды и жанры искусств в формате Биеннале.
Выставка «Авангард: мастерская будущего»
Центральное событие проекта, открыта в Серпуховском историко-художественном музее. Именно коллекция авангарда от художников первого ряда из фондов музея стала ключевым фактором, определившим выбор места проведения и тему Биеннале.
«Выставка представляет ключевые идеи русского авангарда. Они раскрываются на примере произведений музейной коллекции, а также в развитии, в синергии с работами современных российских художников и дизайнеров» — рассказывает куратор Биеннале Алина Сапрыкина.
Среди классиков отечественного авангарда Наталья Гончарова, Давид Бурлюк, Элий Белютин, среди современников, подхвативших тему, Роман Ермаков, Ирина Корина, Александр Чичиканов и другие.
АВАНГАРД: МАСТЕРСКАЯ БУДУЩЕГО
КУРАТОРЫ:
Алина Сапрыкина, Марина Федоровская
Серпуховской историко-художественный музей известен своей коллекцией русского авангарда и работами мастеров XX века, многие из которых стали знаковыми для жителей города, множества любителей искусства в России и за рубежом.
Выставка «Авангард: мастерская будущего», проходящая в рамках Биеннале визуальных искусств, позволяет увидеть работы Натальи Гончаровой, Михаи-ла Ларионова, Ильи Машкова, Алексея Левина, Давида Бурлюка, Роберта Фалька, Алексея Грищенко в контексте искусства разных поколений художни-ков, в том числе из числа художников второй половины XX века, представлен-ных в коллекции Серпуховского историко-художественного музея: Николая Крапивина, Ефима Шатова, Элия Белютина, Татьяны Александровой, Кирил-ла Мамонова. Задача выставки — показать взаимосвязь идей художников-авангардистов с идеями их преемников разных периодов российского и со-ветского искусства и дизайна, отразить динамику стратегий и тем в искусстве XX — нач. XXI века.
Название выставки выбрано отражает живой характер экспозиции. Мастер-ская — место, где создается произведение искусства, но истинную значимость созданного человеком всегда определяет будущее. Визионеры начала XX ве-ка страстно и последовательно искали и формулировали новые задачи искус-ства эпохи научно-технического прогресса. Благодаря их прозорливости был получен важнейший вектор развития искусства и дизайна, а русский авангард стал знаком художественной мысли XX века, не просто направлением, а це-лым спектром линий развития прогрессивного искусства.
В анфиладе залов усадьбы Мараевых создана новая, экспериментальная экспозиция, знакомящая зрителей с уже известными и молодыми художника-ми разных поколений, а легендарные произведения задают темы и линии вы-ставки. Каждый зал представляет собой вариацию на значимую тему, со сво-ими рефренами и модуляциями, происходящими с базовыми понятиями аван-гарда за более чем столетнюю историю. Каждый из художников выставки «Авангард: мастерская будущего» сформировался в непосредственной связи с историей российского искусства, неотъемлемой частью которой является русский авангард.
Художники проекта — Мария Арендт, Наталья Арендт, Дмитрий Аске, Катя Бо-чавар, Евгения Буравлева, Ринат Волигамси, Алексей Ган, Сергей Головач, Илья Дерзаев, Михаил Дорохов, Константин Евменев, Катя Емельянова, Ро-ман Ермаков, Ирина Корина, Александр Люблинский, Кристина Малышева, Глеб Нестреляев, Вивиан Дель Рио, Наталья Стручкова, Дмитрий Шабалин, Матвей Шапиро, Юлия Шафаростова, Сергей Шеховцов, Эдуард Штейнберг, Сергей Шутов, Ольга Хан, Михаил Чулов, Дарья Фурсей, Александр Чичика-нов, Issue Nazar, а также арт-группы АBC, «Рой», «ЭмноЮмно», Nina Donis — связывают свое творчество с идеями авангарда. На выставке также пред-ставлены объекты дизайна из коллекции Московского музея дизайна, из не-скольких известных галерей и частных коллекций.
Семь залов выставки рассматривают темы, важные для искусства с начала XX века и до наших дней: рождение беспредметности, поиск новых форм и раз-витие абстракции, интерес к мифологии, традициям, фольклору и наивному искусству, конструктивизм и феномен советского дизайна, футуристические воззрения и ориентализм, философия и практика супрематизма. Еще один зал превращен в тотальную инсталляцию «Портал очищения», а завершает выставку — зал «Мастерская».
Здесь, помимо знакомства с основными направлениями русского авангарда и практикой современного искусства, активные зрители выставки станут участ-никами партисипаторной лаборатории, где под руководством художников Ро-мана Ермакова, Ольги Хан и Александра Чичиканова, будет создаваться еди-ный арт-объект, посвященный Серпуховскому историко-художественному му-зею. Вместе с художниками выставки участники лаборатории смогут пройти путь от изучения технологии до создания законченного произведения.
Также в пространстве Мастерской будут проходить мастер-классы в рамках образовательной программы Биеннале в целом: от дизайна до мобилогра-фии. Куратор мастерских Биеннале Анастасия Григорян.
Выставка «Ткань времени»
С 06 июля по 29 сентября в Серпуховском историко-художественном музее пройдет выставка Галины Смирнской «ТКАНЬ ВРЕМЕНИ».
«Ткань времени» — это выставка-интервенция, выставка внутри выставки: расшитые фотографии в рамочках от художницы Галины Смирнской, размещенные на столиках и комодах в постоянной экспозиции музея, а также на стене в отдельном небольшом зале.
С 06 июля по 29 сентября в Серпуховском историко-художественном музее пройдет выставка Галины Смирнской «ТКАНЬ ВРЕМЕНИ».
«Ткань времени» — это выставка-интервенция, выставка внутри выставки: расшитые фотографии в рамочках от художницы Галины Смирнской, размещенные на столиках и комодах в постоянной экспозиции музея, а также на стене в отдельном небольшом зале.
Образ ткани, такой близкий городу Серпухову с его вековой историей, связанной с ткацкими мануфактурами, с текстильной промышленностью, стал образом выставки.
Ткань времени как будто соткана из нитей, которые соединяют наши воспоминания о прошлом и день сегодняшний. Женщины на старых советских фотографиях, взятых из фондов Серпуховского историко-художественного музея, заботливо «приодеты», украшены аппликациями и вышивкой.
Галина Смирнская — член Московского союза художников, секции плаката. Входит в состав группы «Четвертая высота». Окончила Текстильную академию им. А.Н.Косыгина. Работала в журналах Vogue, AD, Officiel, Elle, Glamur. Marie Clare стилистом модных съемок, до этого — стилистом в журналах Птюч, Ом, Time Out, Афиша.
«Ткань времени» — проект в рамках Биеннале визуальных искусств. Куратор Биеннале: Алина Сапрыкина
Интервью с Мариной Федоровской о выставке «Авангард. Мастерская будущего»
Марина Федоровская. Со-куратор выставки «Авангард. Мастерская будущего».
Персона: Театровед, журналист, редактор. Закончила РАТИ (ГИТИС). Работала и публиковалась в журналах OM, Numero, Harper’s Bazar, Tatler, Snob, писала для The Art Newspaper Russia, Артхроники и других изданий. Куратор выставочных проектов. Автор курса дополнительного образования в РЭУ им. Плеханова «PR в искусстве. Арт-институции и современные медиа».
Про название
Мы рассматриваем «Авангард» как точку отсчета современного искусства, как точку отсчета современного российского искусства в том числе, и точку отсчета в том числе искусства всего XX века. Поэтому на этой выставке есть не только молодые художники, но и художники 60-х, 70-х, 80-х. Связь поколений.
Про наполнение
Любимые художники русского авангарда. Во всем мире любимые, да. Поэтому для нас был очень важен выбор современных художников: кто эти люди, кто работает вместе с ними. Но у нас не было такого, что это уже должны быть великие. Должны быть люди, которые работают с темой авангарда, с темами русского авангарда, соприкасаются с ними в живом формате.
Это живая выставка про то как авангард живет, как он развивается как он меняется, как идеи эти трансформируются в зависимости от контекста времени. Если в 60-е были одни вопросы, которые стояли перед художественной общественностью, то в 50-е совсем другие А, например, в 70-е совершенно другая атмосфера уже в стране.
Сегодня мы тоже понимаем, что у художников другие технологические возможности, другие, скажем, вызовы. А вызовы художников — это всегда новые технологии, это всегда какие-то другие перспективы.
На выставке вместе с работами признанных мастеров русского авангарда Наталии Гончаровой, Давида Бурлюка, Михаила Ларионова, Роберта Фалька, Элия Белютина из фондов музея будут представлены современные авторы: Ирина Корина, Роман Ермаков, Дмитрий Шабалин, Екатерина Емельянова. Отдельная линия будет посвящена авангарду в дизайне: от фарфоровых изделий Алексея Сотникова и Сергея Чехонина до стульев по эскизам Александра Родченко и платьев, созданных Варварой Степановой.
Про сложность восприятия
Люди говорят, ну чтобы на такие выставки ходить, это много умных книг читать.
С одной стороны, да. А с другой стороны, вы знаете, это выставка визуальная. Просто нужно смотреть на сочетание работ, пытаться. Может быть, получилось не идеально, но в целом в каждом зале есть своё настроение, и мы старались его выдерживать.
Вот я для себя, например, вот этот зал, где мы сидим, называла «белый зал». Это зал про будущее, это зал про футуризм, про его разные границы, про то, что часть футуризма превратилась в кинетизм 60-х. Про то, что этот зал сегодня… Как это меняется? Это про будущее, про открытость новым каким-то форматам, поиски своего пути. Потому что футуризм везде был разный. И вот в России он с ориентальным таким настроением, с мистицизмом, с нашим национальным кодом.
По поводу групп и объединений
В российском современном искусстве тема групп и объединений одна из ключевых. Потому что если бы не это, то многие художники бы не состоялись. Потому что один художник сильнее, он активнее, он лидер. А другой художник больше интроверт, он как бы замыкается на своем творчестве. Но они чувствуют друг друга, они помогают друг другу. И, собственно, для того, чтобы эту идею объединения продлить и воплотить ее в нашем мини-формате, мы и собрали художников в нашем проекте.
Все они работают с инструктурой, все они работают с деревом, все они работают с пластиком, с разными материалами. И они возглавят, собственно, группу партиципаторного проекта.
А что в итоге
В финале мы покажем всем, что мы сделали вместе со зрителями, с участниками. Я думаю, что это и будет наш подарок городу, наш подарок музею. Как они оценят его, я не знаю, но надеемся, что получится очень интересно.
Для чего нам разбираться в современном искусстве
Я думаю, что разбираться в чем бы то ни было — это удобно, это очень приятно. И это очень приятно, когда приходишь на выставку, и чувствуешь, что ты можешь еще больше раскрыть. Это как ключики, волшебные дверки. Ты просто открываешь с помощью своих знаний и текстов на выставке, Даже подписи в этикетках много могут дать. Ты можешь всегда прогуглить, всегда узнать, что это за художник, и понять, кто эти люди, а что это за движение, что это за направление.
Мне кажется, что это просто открывает нам большее понимание жизни. Потому что искусство всё равно всегда про жизнь. Про жизнь в то или иное время. В в том или ином месте. И оно всегда даёт нам большее понимание жизни.