Skip to main content

19 марта 2023 года исполняется 125 лет со дня открытия Русского музея.

13 марта 2023

Мечта императора.

В Петербурге 19 (7) марта 1898 года в присутствии Императора Николая II был торжественно открыт Русский музей имени Александра III. Александру III принадлежала идея его создания и в основу нового музея легла коллекция произведений искусства, собранная императором.

Интерес к живописи зародился у Александра III в то время, когда он был еще наследником-цесаревичем. Молодая супруга будущего императора Великая княгиня Мария Федоровна, бывшая датская принцесса Дагмар, обожала изобразительное и декоративно-прикладное искусство. С детства занималась она живописью и в Петербурге брала уроки у близкого ко двору художник А.П. Боголюбова. Под влиянием супруги, А.П. Боголюбова и некоторых других лиц цесаревич увлекся коллекционированием предметов искусства. сначала западноевропейского, главным образом французского. В этом ему много помогал А.П. Боголюбов, проживающий из-за болезни в Париже. Затем начал приобретать произведения отечественного искусства. В середине 1880 годов цесаревич заявил, что будет покупать картины художников-передвижников.

Цесаревич Александр Александрович активно посещал выставки передвижников, приобретал от пяти до двадцати картин с каждой из них. Как вспоминал художник А.П. Боголюбов, однажды в беседе с ним уже ставший императором Александр III произнес: «Я часто и серьезно думаю о необходимости создания в Петербурге музея русского искусства». К тому времени царь успел осмотреть в Москве галерею картин, собранных А.М. Третьяковым. Слышал он и о том, что коллекционер собирается подарить ее городу и сожалел, что такого музея нет в Северной столице. Сам Александр III не был глубоким знатоком искусства. А.П. Боголюбов приводит в своих воспоминаниях слова государя о живописи мастеров старой школы: «Я должен ее любить, ибо все признают старых мастеров великими, но собственного влечения не имею». Впрочем, к современному ему русскому искусству император относился с искренним интересом и по словам того же А.П. Боголюбова «в короткое время сделался своеобразным, но метким ценителем картин». Мысль о музее стала заветной мечтой Александра III. Приобретая новые картины, он повторял: «Это для будущего музея». Вообще вся художественная политика царя была направлена на всестороннее поощрение русского искусства во всех его областях.

Император Александр III умер в 1894 году, не успев осуществить свою мечту о музее. Высочайшее повеление о его устроении принадлежит Николаю II. Как выразился А.П. Боголюбов «чрез него (т.е. повеление) два царствования связываются неразрывно, как мысль и выполнение».

Трогательные воспоминания А.П. Боголюбова о государе, цитаты из которых мы приводили в тексте, называются «О в Бозе почившем Императоре Александре III». Они вошли в сборник под названием «Император Александр III», изданный вскоре после смерти государя в 1894 г. в Петербурге.

Туманова О.Ю.