Выставка «По ту сторону огня»
Бывает так: закрываешь глаза и мир исчезает, открываешь мир появляется вновь, но какой-то другой. Так вот фотография – это способ запретить миру вздрагивать. Фотография как лед в глубине колодца, схвативший отражение звезд, ловушка для тех, кто осмелится заглянуть в колодец, даже если никакого колодца нет.
К сожалению, картинки на мониторе не передают в полной мере ощущение от тех работ которые я делаю. Так же как и у других авторов пикториалистов. Надо смотреть отпечатки.
Работы Стасиса Шакарвиса погружают зрителя в мысленную пустоту-полноту, какая была доступна в детстве. Задача автора — дать ему самому понять, что такое вечный огонь, почему он живет в медных трубах, и какова его изнанка. Или, если отбросить детскую непосредственность, сказки, медные трубы и сказать просто: в своих работах автор пытается прикоснуться к тому, что перпендикулярно всему, но при этом недостаточно эфемерно, чтобы быть галлюцинацией.
Наиболее известным представителем современной пикториальной фотографии в России является Георгий Колосов. Фотограф, куратор выставок, автор статей по фотографии, создатель уникальной мягкорисующей оптики, экспозиционер, председатель жюри фотографических конкурсов.
Георгий Колосов, когда-то курировавший выставку, назвал работы Стасиса Шакарвиса «мистическим реализмом».
Пикториали́зм (англ. pictorialism, от англ. pictorial — живописный) подчеркивает в фотографии те черты, которые сближают ее с живописью и графикой. В работах фотографов-пикториалистов заметно влияние австрийского символизма, английского прерафаэлизма, немецкого югендштиля, французского ар-деко и импрессионизма.
Пикториализм открыл для фотографии различные способы печати изображения, так называемые благородные техники (общее название пигментной и бромомасляной техник). Пикториалисты используют мягкорисующие объективы, дающие изображения пониженного контраста за счет уменьшения их резкости, и монокли, которые позволяют с большей свободой передавать в пейзажах воздушную дымку, морскую даль, придавать расплывчатость рисунку.
Работы, представленные на выставке, выполнены в технике оптического пикториализма, однако автор декларирует свое размежевание с пикториализмом, причисляя свои работы к «импрессионизму”. Г.Колосов — куратор выставки — считает что работы автора принадлежат к «мистическому реализму», а люди с чувством юмора что-то говорят о «мутнореализме».
Адрес: Калужская 48 (Отдел истории, археологии и пикториальной фотографии)