Skip to main content

Западноевропейское искусство XVI-XIX вв.

Западноевропейская часть собрания музея по праву считается гордостью музея. В ее составе работы итальянских, голландских, французских, немецких и испанских мастеров. Полотна некоторых художников являются единственными в России.

Наиболее полно в залах музея представлена итальянская живопись XVII-XVIII веков. Наиболее престижной в итальянском искусстве была религиозная живопись. Следуя требованиям церкви, авторы создавали яркие, волнующие образы, которые были бы способны растрогать и увлечь верующих. Таким является изображение Святого Себастьяна в картине римского художника Джачинто Бранди.

Блеском живописного мастерства отличается картина «Медор и Анжелика», относящаяся к типичным работам живописца Микеле Дезублео (около 1601-1676), работавшего в Болонье — городе старейшей из итальянских академий. Сюжетом для картины послужил эпизод из прославленной поэмы Лодовико Ариосто «Неистовый Роланд».

Венецианские пейзажи А. Каналетто, монументальные библейские полотна Дж. Антонио Пеллегрини, портреты работы Эб. Кейля — одного из ведущих мастеров «художников реальности», Дж. Чиппера, работы А. Карнео, Л. Мехуса, П.Ф. Мола, М. Риччи, Ф. Казановы и других художников дают представление о разнообразии художественных движений в итальянском искусстве и мастерстве итальянских живописцев.

Большой интерес представляет живопись фламандских и голландских мастеров XVI-XVIII веков, представленная в залах музея полотнами разных жанров. На античные и библейские сюжеты написаны полотна Ф. Франкена II «Царица Савская перед Соломоном», Я. Баккера «Страшный суд», Я. Янсенса «Святой Иероним, внимающий звуку трубы Страшного суда»

Пейзажи Ж. д’Артуа, П. ван Блумена, Г. Кампера, В. Дюбуа, П. Мюлира, А. Виллартса и др. мастерски передают разные состояния природы. Жанр живописных аллегорий представлен великолепными работами Я. Букхорста и П. Булла «Vanitas vanitas» (Суета сует), Изака де Яудервилле «Melancholia II» («Ученый в кабинете»). Множество оттенков скрытого смысла содержатся и в голландских натюрмортах работы Бальтазара ван дер Аста, Я. Баймана, М. Витхоза, Яна Давидса де Хема. Экспонируются и живописные работы бытового жанра, родоначальниками которого стали художники Фландрии и Голландии.

Картин французских художников в собрании музея немного, но художественный уровень этих памятников весьма высок. Прежде всего это академически выстроенное полотно Шарля Лебрена «Жертвоприношение Иевфая». Он известен как один из крупнейших французских художников второй половины XVII века, придворный живописец Людовика XIV, руководитель королевской шпалерной мануфактуры. Портрет Людовика Бурбона (великого дофина кисти директора парижской академии Никола де Ларжильера — образец парадного портрета, как и портрет Э.М. де Суассона, работы неизвестного мастера. Творчество Г. Робера, известного автора монументальных пейзажей с руинами, оригинально представлено скромных жанровым этюдом «Прачечная».

Кроме этого, в экспозиции музея можно увидеть работы немецких и испанских живописцев.

Экспозицию западного искусства дополняют великолепные образцы голландской и итальянской керамики XVII-XVIII вв., мебель эпохи барокко и классицизма, богемское стекло.