Выставка «Конёнков. Пророк и гениальный скульптор»
О выставке
В экспозиции представлено 28 скульптур из коллекции Серпуховского историко-художественного и Третьяковской галереи, а также уникальная графика, ранее не экспонируемая, из собрания правнука Сергея Тимофеевича Конёнкова.
К 150-летию выдающегося русского скульптора Сергея Конёнкова творческое наследие мастера будет представлено в большом объеме. Античные мифы, сказки и былины, люди и судьбы, — всё это воплощено в работах Конёнкова.
Выставка предоставляет уникальную возможность увидеть «Космогонии» Конёнкова — графика из частного собрания экспонируется впервые. Рисунки-размышления на темы Библии и Апокалипсиса — зашифрованные пророческие послания современникам и потомкам, о существовании которых знал только близкий круг, Эйнштейн и Сталин. При жизни Конёнков наложил запрет на публикацию космогоний.
Выставка к юбилею Сергея Конёнкова раскрывает одного из самых титулованных и известных скульпторов в СССР, любимого скульптора Сталина, с неожиданной стороны. Так и не принявший советскую власть, Сергей Тимофеевич Конёнков умер в 97 лет. До конца дней он занимался теософией, космизмом, пытался расшифровать «Апокалипсис».
5 фактов о Сергее Тимофеевиче Конёнкове
скульпторе, Герое Социалистического Труда, лауреате Ленинской премии и Государственной премии СССР.
Сергей Тимофеевич родился в крестьянской семье в деревне, расположенной в Смоленской губернии. Детские годы и жизнь в сельской местности оставила след на всю его жизнь. Трудолюбие, привитое ему в детстве, стало проявляться в невероятной работоспособности. Он оставил после себя творческое наследие, которого с избытком хватило бы на несколько биографий иных мастеров. Его называли «русским Роденом». Но мастер отвечал: «Я не Роден, я — Конёнков».
Чувство красоты, поэтический мир художника также были связаны с впечатлениями, переживаниями детства. Леса, поля и реки были для него не обыденностью, а живым, изменчивым, словно бы одушевлённым началом. Сам Конёнков признавался: «Фантастический мир был для меня очень реальным. Казалось, что на согнутом суку берёзы раскачивается русалка и её длинные волосы касаются самой земли. Мог ли я думать тогда, что в этом мире сказки уже зарождались многие будущие мои произведения … Среднерусская родная природа была моим первым учителем».
В 1892-96 гг. Конёнков учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1902 г. он закончил Академию художеств, из которой его однажды чуть не исключили. Дипломная работа Конёнкова «Самсон, разрывающий путы» была настолько экспрессивной, что стала причиной скандала. Лишь благодаря заступничеству Ильи Репина и Архипа Куинджи Конёнков получил звание свободного художника, однако скульптура была уничтожена.
В дореволюционных работах Конёнкова заметны модернистские тенденции, в частности мотивы человека в стихии, стихии истории и природы. Художником ярко передано ощущение грядущей революции. Особый колорит художественного мышления мастера проявился в произведениях из дерева, разного рода «лесных мотивах». Сергей Тимофеевич постоянно скупал пни, дерево было его любимым материалом. Он виртуозно высекал из него скульптурные бюсты, сказочных фольклорных персонажей и причудливую мебель.
Конёнков зарекомендовал себя как выдающийся мастер портрета, в его копилке скульптурные портреты Маяковского, Горького, Циолковского, Эйнштейна и многих других. Известность Сергея Тимофеевича, нахождение в высшем обществе, дружба с Есениным, Шаляпиным и Клюевым, все это повлияло на мастера. Он стал эпатажной личностью и вел богемный образ жизни.
Революция 1917 г. вызвала неоднозначную оценку скульптора. Его работы этого периода, созданные по плану монументальной пропаганды, далеки от официоза. Конёнков воспринимал революционные перемены в стране как глубокую трагедию народа.
22 года скульптор находился в эмиграции — жил и работал в США. Жена мастера — Маргарита Конёнкова находила заказчиков среди американской элиты. Несмотря на обилие портретных заказов, в Америке ему не удалось достичь значительного успеха.
Конёнков был одним из любимых скульпторов Сталина. В 1945 году, после окончания Второй мировой войны, Конёнков с женой вернулись в Россию. В Москве мастеру выделили огромную квартиру-мастерскую на Тверском бульваре. А его скульптуры по личному распоряжению Сталина перевозили через океан на пароходе «Смольный».
Официальная власть всячески поддерживала художника, однако это не изменило весьма сложного отношения мастера к советской власти, равно как и его философских и мировоззренческих взглядов.
Конёнков увлекался оккультизмом, теософией и космизмом, занимался пророчествами и даже пытался расшифровать «Апокалипсис» — самую загадочную книгу Нового Завета. Интерес представляет созданный им цикл символических рисунков, в которых художник пытался предугадать и запечатлеть судьбу человечества.
Мастер прожил долгую жизнь и умер в возрасте 97 лет в Москве. Посмертно была издана книга мемуаров и воспоминаний Конёнкова.
Творческое наследие Сергея Тимофеевича Коненкова — украшение постоянных экспозиций музеев России. Его работы в большом объеме представлены в музее скульптуры С.Т. Конёнкова, Третьяковской галерее и Серпуховском историко-художественном музее.