Skip to main content

Русское искусство XVIII-XIX веков

Русское искусство XVIII в. представлено в музейном собрании, в основном, произведениями портретного жанра. Наиболее значительными среди них являются работы Ф.С. Рокотова и Д.Г. Левицкого.

Зал, посвященный портрету XIX в., рассказывает о творчестве крепостных и провинциальных живописцев — этом своеобразном явлении в истории отечественной художественной культуры. Провинциальные портреты органично дополняют представленные в том же зале работы столичных художников, среди которых следует выделить парные изображения старика и старухи, принадлежащие кисти А.О. Орловского.

Анфиладу парадных комнат особняка Мараевых открывает Каминный зал (бывшая парадная столовая). Потолок и стены здесь оштукатурены, «оживлены» лепниной, а затем расписаны под цвет мореного дуба — убедительная имитация обшивки из резного дерева. С нарядным и уютным интерьером зала хорошо гармонируют выставленные здесь красочные полотна русских живописцев второй половины XIX в. Г.И. Семирадского, К.Е. Маковского, А.А. Харламова, А.П. Боголюбова — ярких представителей академического направления.

Самый величественный и красивый из интерьеров дома Мараевых — Белый зал, украшенный в подражание интерьерам ампира — стиля 1-й четверти XIX в. Интерьер зала — сложный: он состоит из двух пространственных зон, которые связаны между собою широким проходом, украшенным ионическими колоннами. Здесь экспонируются изящно написанные бытовые сценки кисти М.М. Ярового и А.А. Рицонни, обаятельные портреты девушек работы К.Е. Маковского и А.А. Харламова, произведения выдающихся российских маринистов И.К. Айвазовского и Л.Ф. Лагорио, подлинные памятники декоративного искусства начала XIX в.

В зале, посвященном бытовой живописи 2-й половины XIX в., в основном представлены работы передвижников — членов Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ): А.Е.Архипова, С.А.Виноградова, Н.А.Ярошенко, И.М.Прянишникова. Коллекция картин В.Е.Маковского, родного брата академиста К.Е.Маковского, демонстрирует интерес художника к светлым и спокойным картинам «отрадной повседневности», к скромным радостям простых людей. Такова прежде всего картина «В избушке лесника».

Передвижнический пейзаж представлен в залах Серпуховского историко-художественного музея работами Е.Е. Волкова, Ю.Ю. Клевера, В.В. Верещагина, А.А. Киселева, Н.Н. Дубовского и др. Украшением картинной галереи музея является полотно А.К. Саврасова «Лунная ночь. Болото» — одно из самых известных полотен мастера. Рядом можно увидеть работу ученика А.К. Саврасова — И.И. Левитана, открывшего новые силы в русской пейзажной лирике; и полотна И.И. Шишкина, проникнутые утверждением красоты и силы природы родной страны.

Завершает анфиладу парадных комнат зал, служивший прежде кабинетом владелице особняка А.В. Мараевой. Своды потолка и верхняя половина стен были расписаны в стиле древнерусских орнаментов. Этот декор лишь частично воссоздан в ходе реставрации здания 1980-х гг. Нарядная, красочная роспись с позолотою созвучна экспозиции зала, посвященной творчеству Абрамцевского кружка, лидерами которого были В.М. Васнецов и В.Д. Поленов. В Серпуховском музее находится первый вариант картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье», датируемый 1878 г. Творчество В.Д. Поленова представлено в экспозиции несколькими работами, самая известная из которых — «Старая мельница». Здесь же можно увидеть продукцию резчиковой мастерской, которой руководила Е.Д. Поленова, сестра художника.