Skip to main content

Декоративно-прикладное искусство Китая в собрании Серпуховского музея

Многовековая культура, наука и искусство Китая вызывают чувство искреннего восхищения и глубокого интереса. Многочисленные и разнообразные предметы китайского декоративно-прикладного искусства, издавна известные всеми миру своим изяществом, вкусом и тонкой отделкой, свидетельствуют о наблюдательности и таланте китайского народа. Особое место среди произведений китайского искусства занимает фарфор.
Китай — родина фарфора. Многие поколения китайских мастеров в процессе кропотливого труда, использовав богатство природы Китая, создали фарфор — высший сорт керамических изделий. О фарфоровой посуде китайские мастера говорили, что она должна быть «голубой, как небо, блестящей, как зеркало, тонкой, как бумага, звонкой, как цин (музыкальный инструмент)».

Наиболее ранние образцы китайского фарфора в коллекции музея относятся к концу XVIII в. Пройдя многовековой путь развития, китайский фарфор к этому времени становится на путь варьирования старых форм и росписи. В росписи доминирует розовая эмаль, которая, благодаря своей красочной декоративности, быстро занимает ведущее место. Излюбленные мотивы — растения, птицы, животные, которым придается символическое значение. В изделиях, отправляемых на экспорт, цветочно-растительные орнаменты часто сочетаются с сюжетной росписью, например, изображением сцен из жизни китайской знати.