Skip to main content

«В ожидании шафера»

Прянишников Илларион Михайлович
Холст, масло. 1891 г.

Данная картина демонстрирует лучшие достоинства художественной манеры Прянишникова: композиция умело построена, но как бы случайна; пластичный и ясный рисунок придаёт особую убедительность живописи; скромная, но свежая палитра основана на умело скомпонованных серебристо-серых тонах. Популярнейшая тема «неравного брака» здесь раскрывается весьма тактично — на языке значимых деталей, каковы: солдатский «Георгий» на груди у отца невесты; присланный от жениха, сановитый лакей с богатой шубою, в дверях.

Картина эта была встречена современниками как новаторское живописное произведение, отражающее влияние импрессионизма: вопреки консервативной художественной позиции самого автора. Так, Василий Дмитриевич Поленов, 5 марта 1891 года, написал из Санкт-Петербурга жене: «Вчера приносили на выставку передвижники свои картины… У Прянишникова мне „Невеста“ очень нравится. И тот, и другой < т. е. И. М. Прянишников и Владимир Маковский, своей картиною „Объяснение“, 1889–1891 гг., ныне в Государственной Третьяковской галерее> подражают французам, Даньяну. Прянишников на это ужасно сердится, а я его поддразниваю». — Василий Дмитриевич Поленов. Елена Дмитриевна Поленова. Полотно французского художника Паскаля Адольфа Жана Даньян-Бувре (- Dagnan-Bouverey, 1852-1929), «Благословение новобрачных», хранившееся в собрании Сергея Михайловича Третьякова (ныне, — в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва), в конце 1880-х годов оказало влияние на молодое поколение московских живописцев. Им вдохновлялись Валентин Серов (- «Девочка с персиками», 1887 г., Государственная Третьяковская галерея) и Константин Коровин (- «За чайным столом», 1888 г., Музей-усадьба В. Д. Поленова в Поленово), — Василий Дмитриевич Поленов. Елена Дмитриевна Поленова. Хроника семьи художников., М., 1964, С. 793. Продажей картины И. М. Прянишникова «В ожидании шафера», — распоряжался живописец и художественный критик, Александр Александрович Киселёв; ему также принадлежало исключительное право её репродуцировать.