Skip to main content

«В избушке лесника»

Маковский Владимир Егорович
Холст, масло. 1886 — 1887 г.

Охотничья тематика вообще играет совершенно особую роль в русской культуре: в России, где охота никогда не считалась привилегией какого-либо сословия, — охотились люди из всех слоев общества; при этом одни — ради «хлеба насущного», другие — для развлечения, для третьих же охота становилась формою актуального «хождения в народ». Словом, охотничий мир второй половины XIX века, — мог бы послужить зеркалом русского общества: со всеми его контрастами и проблемами.

Именно так подошел к своей теме В. Е. Маковский: с большим тактом и искренностью изобразивший трапезу двух охотников «из господ», в убогом жилище лесника. Ярко и глубоко охарактеризованы его персонажи. Тот из нежданных постояльцев, что ближе к нам, — явно, городской житель, в лесу же, — случайный человек: это показывают его наигранно самодовольная поза; его щегольская и мало ношенная походная одежда; тот аппетит, с которым он сейчас поглощает домашнюю провизию.

Дополнительной дозою авторской иронии, — служит соседство именно этой фигуры с, висящей на стене избы, — лубочной картинкою, которая представляет беспечного хвастуна Анику-воина. Данный персонаж, как видно, — гость своего сотрапезника, невысокого седоусого барина. Вот это бывалый охотник: как ясно говорит чуткий, цепкий взгляд его светлых глаз на подвижном, загорелом лице. По уверенной осанке видно, что он потомственный владелец этих мест, давний знаток и подлинный хозяин леса. Это его сближает со старым лесником: похожим на тургеневского Бирюка; сейчас-то тот молчит, угрюмо глядя в сторону, — но в его фигуре чувствуется внутренняя сила; явно, что в отсутствие помещика, уже он становится здесь «лесным царём». Два остальных персонажа остались на ногах: их судьба, — извечное подчинение. В профиль изображён усталый, простуженный егерь, для которого охота, — не забава, а нелёгкий, хотя и привычный, труд. Он и сейчас занят: разглядывает на просвет только что вычищенный им канал ружейного ствола. Данный персонаж имеет прототипом сторожа московского Училища живописи, ваяния и зодчества, отставного солдата, — который нередко сопровождал преподавателей Училища на охоте, а также служил им и как живописная модель: Горина Т. Н. Илларион Михайлович Прянишников., 1958. Ещё более приниженной выглядит жена лесника, которая даже «не смеет» обернуться лицом к зрителям.