Skip to main content

«Уличный лекарь»

Викторс Ян
Холст, масло. Около 1654 г.

Несмотря на ангажированность творчества Я. Викторса, — жил художник в бедности; в 1676 году он оставил живопись и, завербовавшись в Ост-Индскую компанию в качестве ziekentrooster’а: «утешителя больных» (- санитара), навсегда отбыл в южно-азиатские колонии Соединённых Провинций. Эта картина имеет авторскую подпись: в нижнем правом углу холста, на изображении тачки. Известно, по крайней мере, три видоизменённых варианта её композиции: в Историческом музее Амстердама, — датированный 1654 годом; в лейпцигском Музее изобразительных искусств, и — выставленный в 1970-х годах на аукционе в Висбадене.

Данная же картина поступила в наш музей из коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в 1962 году, — в результате обмена. Образ странствующего лекаря встречается в изобразительном искусстве Нидерландов весьма с ранних пор. Ян Викторс не раз писал картины на этот популярный нравоучительный сюжет: используя в композициях одни и те же модели, но меняя позы и роли последних, — В. А. Садков. В серпуховском варианте, — автор явно переносит сатирический акцент с фигуры лекаря на толпу: сборище безответственных зевак, пришедших совсем не за лечением, но за праздной забавой. В центральной части картины изображена женщина, столь увлечённая зрелищем, что не чувствует, как мальчишка крадёт из её корзины виноград, — виноград же есть древний символ Христа: Евангелие от Иоанна, Глава 15, — знак сокровенной благодати и искупления грехов. В западно-европейской культуре раннего Нового времени, странствующий лекарь был олицетворением плутовства. Сравни старинную поговорку: «Лгать, как зубной лекарь». Виноград же: довольно редкий на севере, — воспринимался голландцами символически, прежде всего, — как христианский образ. Итак, данная фигура олицетворяет слепоту человечества, привлекаемого праздной суетой, грошовыми соблазнами, — и незаметно утрачивающего духовные ценности.