«Цыганка»
Ярошенко Николай Александрович
Холст, масло. 1886 г.
Николай Ярошенко потомственный военный, он окончил Академию художеств экстерном, в 1874 году; занимался там в классе жанриста Адриана Марковича Волкова, — но главным своим учителем всё же считал Ивана Николаевича Крамского. Совмещал творчество с многолетней службою на Патронном заводе в Санкт-Петербурге (- в 1892 году выйдя в отставку в чине генерал-майора), а также с активнейшей деятельностью в Товариществе передвижных художественных выставок: будучи членом Товарищества с 1876 года, с 1879 — членом его Правления, — Товарищество передвижных художественных выставок. И если И. Н. Крамского называли «разумом передвижничества», то Н. А. Ярошенко оказался, ни много, ни мало, — «совестью» данного сообщества: «Его высокое благородство, Его прямодушие и необычайная стойкость, и вера в то дело, которому Он служил, — были, думаю, не только для меня одного примером», — воспринял Н. А. Ярошенко художник уже следующего поколения: Михаил Васильевич Нестеров.
Данная картина, — вполне характерный для творчества живописца памятник. Это полотно однофигурное; яркий и образный полужанр—полупортрет: сравнимый с такими знаменитыми работами Н. А. Ярошенко как «Кочегар», 1878 года, в Государственной Третьяковской галерее в Москве; «Студент», 1881 года, там же; «Курсистка», 1880, в Калужском музее изобразительных искусств… Здесь с полотна смотрит цыганка: активная, напористая: она сразу же находит прямой контакт со зрителем, — чему способствует сложный контраст освещения: тёмная стена деревьев, просвеченная солнцем, за её спиною, — чем-то сродни её дикому; непроницаемому, и при этом, — кипуче живому лицу. Так же выразительны и резкий, темпераментный мазок живописца, и стремительный перепад в кадрировке композиции. Вполне реальной картинной раме, — автор уподобил: созданный уже средствами его живописи, — проём окна. Сквозь него неугомонная героиня без помехи вторгается не только в изобразительную среду картины, — но также: иллюзорно, — и в наше трёхмерное пространство, где зритель совсем не чувствует себя изолированным.
Данная картина, — вполне характерный для творчества живописца памятник. Это полотно однофигурное; яркий и образный полужанр—полупортрет: сравнимый с такими знаменитыми работами Н. А. Ярошенко как «Кочегар», 1878 года, в Государственной Третьяковской галерее в Москве; «Студент», 1881 года, там же; «Курсистка», 1880, в Калужском музее изобразительных искусств… Здесь с полотна смотрит цыганка: активная, напористая: она сразу же находит прямой контакт со зрителем, — чему способствует сложный контраст освещения: тёмная стена деревьев, просвеченная солнцем, за её спиною, — чем-то сродни её дикому; непроницаемому, и при этом, — кипуче живому лицу. Так же выразительны и резкий, темпераментный мазок живописца, и стремительный перепад в кадрировке композиции. Вполне реальной картинной раме, — автор уподобил: созданный уже средствами его живописи, — проём окна. Сквозь него неугомонная героиня без помехи вторгается не только в изобразительную среду картины, — но также: иллюзорно, — и в наше трёхмерное пространство, где зритель совсем не чувствует себя изолированным.