Skip to main content

«Цветы, фрукты и обезьяна»

Бауман Ян (Жан-Жак)
Холст, масло. Кон. 1630-х — нач. 1640-х гг.

Само появление натюрморта как жанра связано со средневековой традицией символико-дидактического истолкования мира животных и растений. В картине Я. Баумана сама манера исполнения: точные, но сухие линии; композиционное пространство, как бы запрокинутое на зрителя; искусственный — будто в музейной витрине — набор вещей в натюрмортной постановке — заставляют зрителя задуматься не о земных вещах, а об их символическом смысле. В свете последнего идея данной композиции — бренность, несовершенство земного бытия. Плоды напоминаю о грехопадении Адама и Евы; они же, поскольку тронуты гнилью, как и сорванные цветы, пустые раковины — эмблемы бренности; обезьянка символизирует дьявола; виноград — искупительную жертву Христа; бабочка и ящерица — надежду на будущее благое обновления мира.