«Прилив»
Айвазовский Иван Константинович
Холст, масло. 1870-е гг.
Иван Константинович Айвазовский основатель оригинальной традиции русского пейзажа, вдохновляемой природой прибрежного Крыма (- к которой также принадлежат Лев Феликсович Лагорио, Константин Фёдорович Богаевский, Максимилиан Александрович Волошин и многие другие). Наследие И. К. Айвазовского составляют около шести тысяч морских пейзажей.
Основу манеры художника составил импровизационный метод: «Прилив», как и многие картины И. К. Айвазовского, — был написан по памяти: на основе мотива, найденного во время утренней прогулки по берегу моря; всего за несколько часов: после обеда и до, практически мгновенного, — южного заката.
Композиция отличается свободной ясностью; трактовка подвижных фактур (- морской воды, воздуха, света) органична; изыскан и колорит, подчиненный темперированной цветовой гамме. Картина принадлежит к 1870-м годам: переходному периоду в творчестве Ивана Константиновича Айвазовского, — от декоративно броских, тщательно исполненных картин сороковых, пятидесятых и шестидесятых годов, — к более сдержанной но, одновременно и более гибкой; богатой живописными приёмами, — поздней манере художника. Для работ И. К. Айвазовского в данный период, — характерна виртуозная оттеночная гамма синего цвета.
В данной картине художником выбран тот волнующий душу момент, когда море надвигается на зрителя, идёт из глубины прямо на нас: слитная масса воды у горизонта, постепенно приближаясь, рассеивается в сверкающем многообразии гряд, гребней и капель — и вдруг замирает, как бы отделённая от берега незримой границей. Параллельные силуэты: стремительного парусника, на волнах, и скромной двуколки, неторопливо катящей вдоль берега — развивают перед зрителем тему пограничья: там морская зыбь, а здесь земная твердь. Нечто подобное видим мы и в глубине пейзажа: где выразительный рубеж горизонта разделяет синеющую гладь воды и клубящиеся массы розоватых облаков.
Двухколёсная, прогулочная повозка, — всем своим видом выражает обыденную неторопливость быта старой Феодосии. Корабль, под французским флагом: представитель большого мира, — так органично связанного морем с малой родиною автора картины. Дальний вид, — вероятно, побережье Коктебеля, с Верблюжьей горою.
Основу манеры художника составил импровизационный метод: «Прилив», как и многие картины И. К. Айвазовского, — был написан по памяти: на основе мотива, найденного во время утренней прогулки по берегу моря; всего за несколько часов: после обеда и до, практически мгновенного, — южного заката.
Композиция отличается свободной ясностью; трактовка подвижных фактур (- морской воды, воздуха, света) органична; изыскан и колорит, подчиненный темперированной цветовой гамме. Картина принадлежит к 1870-м годам: переходному периоду в творчестве Ивана Константиновича Айвазовского, — от декоративно броских, тщательно исполненных картин сороковых, пятидесятых и шестидесятых годов, — к более сдержанной но, одновременно и более гибкой; богатой живописными приёмами, — поздней манере художника. Для работ И. К. Айвазовского в данный период, — характерна виртуозная оттеночная гамма синего цвета.
В данной картине художником выбран тот волнующий душу момент, когда море надвигается на зрителя, идёт из глубины прямо на нас: слитная масса воды у горизонта, постепенно приближаясь, рассеивается в сверкающем многообразии гряд, гребней и капель — и вдруг замирает, как бы отделённая от берега незримой границей. Параллельные силуэты: стремительного парусника, на волнах, и скромной двуколки, неторопливо катящей вдоль берега — развивают перед зрителем тему пограничья: там морская зыбь, а здесь земная твердь. Нечто подобное видим мы и в глубине пейзажа: где выразительный рубеж горизонта разделяет синеющую гладь воды и клубящиеся массы розоватых облаков.
Двухколёсная, прогулочная повозка, — всем своим видом выражает обыденную неторопливость быта старой Феодосии. Корабль, под французским флагом: представитель большого мира, — так органично связанного морем с малой родиною автора картины. Дальний вид, — вероятно, побережье Коктебеля, с Верблюжьей горою.