Skip to main content

«Порт Гавр»

Боголюбов Алексей Петрович
Холст, масло. 1852 г.

Алексей Боголюбов — художник-маринист, создатель живописной истории русского флота. В своих работах умело сочетал свежесть впечатления с трезвой обстоятельностью выразительного рассказа.

Окончив Морской кадетский корпус, он поступил на службу во флот. Продолжительные заграничные плавания дали будущему художнику богатый визуальный материал. В Лондоне он впервые увидел работы Уильяма Тернера, оказавшие на него сильное впечатление. В Харлеме, Амстердаме и Роттердаме ближе познакомился с европейской школой живописи. А на Мадейре встретил Карла Брюллова, который, посмотрев на этюды Боголюбова, сказал ему: «продолжайте, а главное, рисуйте построже».

Но окончательно будущее молодого офицера предопределила рекомендация всерьез заняться искусством от герцога Максимилиана Лейхтенбергского. Благодаря ему в 1850 году Алексей Боголюбов поступил в Академию художеств вольноопределяющимся учеником, не оставив службу на флоте — свой главный источник средств к существованию.

Он получал художественное образование под руководством Максима Воробьева и Богдана Виллевальде. Через три года окончил Академию с большой золотой медалью и был назначен художником Главного морского штаба.

Тогда же, уволившись из морского флота, живописец отправился в заграничную командировку. Там он увлекся опытом французской «барбизонской школы», совершенствовался под руководством Андреаса Ахенбаха в Дюссельдорфе, Луи-Габриэля-Эжена Изабе в Париже и Александра Калама в Женеве.

Дальнейшая жизнь мастера была заполнена самой разнообразной работой: от создания атласа берегов Каспийского моря и картин из истории русского флота до росписей православного храма в Париже.

Боголюбов был инициатором учреждения парижского Общества взаимного вспомоществования русским художникам. Кроме этого, основал первый в среднерусской провинции художественный музей в Саратове, названный в честь его деда по матери Александра Радищева.

«Порт Гавр» Алексей Боголюбовов написал еще в ученический период. В основу сюжета легли его воспоминания о морских походах 1841–1848 годов. Автор изобразил Гаврский порт — северные морские ворота Франции. Центром картины стал паровой фрегат «Камчатка», построенный по заказу российского правительства на нью-йоркской верфи Вильяма Брауна. В свое время Боголюбов служил на нем мичманом. Фигуры гуляющих по набережной людей он выполнил в темной цветовой гамме, обозначив контраст со светлым спокойным простором моря.