Skip to main content

«Молебен на Святой неделе»

Маковский Владимир Егорович
Холст, масло. 1887 — 1888 гг.

Картины В. Е. Маковского, прежде всего, были небольшими полотнами, на темы городского быта: отрадной повседневности, — однако автор «Краха банка», картины 1881 г., в Государственной Третьяковской галерее; а также «Ночлежного дома», 1889, в Государственном Русском музее, и, наконец, — «9 января 1905 г. на Васильевском острове», 1905–1907 гг., в Государственном центральном музее современной истории России, — конечно, мечтал и о более громком общественном звучании для своих работ. Одной из таких попыток, безусловно, была данная картина: её большеформатность, среди наследия В. Е. Маковского в целом, — прямо исключительна!

Как сообщает надпись в нижнем правом углу холста, — действие происходит в деревне Селище, Карачевского уезда Орловской губернии (- ныне Навлинский район Брянской области). Художник выступает репортёром из крестьянской глубинки, — материал же был им собран во время поездки в селищенское имение своих друзей Масловых: бывшее местным культурным очагом, — Столярова Т. И., Мечты и были Селища.

Для фигуры священнослужителя, — видимо, дьякона, стоящего по правую сторону молебного стола, — живописцу позировал ещё один гость Масловых, композитор Сергей Иванович Танеев. Крестный ход: также называемый, «Свято», «Славление», «Христосование», — который совершался наутро понедельника Светлой седьмицы: следующей за Пасхою недели, — с молебнами обходя все дворы местного прихода: то есть село и ещё две/три деревни, — был обычаем, общим для православной сельской России. Для крестьянской семьи, такой молебен был особым благословением на весенний сев: недаром, — на нашей картине, — древка хоругвей опускаются в вёдра с семенным зерном; для служителей церкви, — он становился источником традиционных, продуктовых и денежных, сборов: дававших, — обычно нуждавшимся, — семьям духовенства, поддержку на целые полгода; непременными участниками этой же процессии были и церковные нищие, — а также и благочестивые добровольцы из прихожан: последних звали «ходовые», «обетники», и ещё: «богоносцы», поскольку участие в приходском Крестном ходе на Пасху — называлось в народе: «Бога нести», или: «ходить под Богом», — и достойное исполнение этой обязанности крестьяне признавали духовной заслугою, столь трудной и важной, что если: как следует, — трезво и молитвенно, «Семь Светлых седьмиц под Богом походить» <, то можно и> «в Ерусалим-град не ходить»: Бернштам Т. А.