Skip to main content

«Мальчик с флейтой»

Неизвестный художник круга А.Г. Венецианова
Холст, масло. 2-я четверть XIX в.

Своим происхождением, ученики Венецианова представляли самые широкие слои тогдашнего русского общества: сыновья крестьян, мещан, духовенства, небогатых помещиков; уроженцы Петербурга и Москвы, тверских и вятских земель, Поволжья и Украины. Художник добился освобождения семерых крепостных из числа своих воспитанников, — «то сбором разным, то домашними лотереями и убеждениями», — цитированное издание. Местопребыванием школы были попеременно петербургская квартира Венецианова и его имение Сафонково в Тверской губернии. Будучи художником-самоучкою, Венецианов сформировал оригинальное живописное направление, — принципами которого стали естественность образов и композиций, ясность колорита: живое внимание к красоте повседневного мира.

Интерес автора данной картины к крестьянской теме при спокойно идиллической её трактовке, — весьма характерны для школы в целом (сравни картины А. Г. Венецианова, «Захарка», 1825 г., Государственная Третьяковская галерея; «Девушка с бураком», около 1824, Государственный Русский музей). Художник: в принципе, не отходя от заветов классической, ренессансной эстетики — находит в простонародной модели и живую непосредственность, и благородный лиризм. Глубина и трезвость характеристики персонажа — как и мягкая, но сильная моделировка форм светотенью, — позволяют сблизить эту картину с работами Алексея Тыранова (- сравни его Автопортрет, 1825 г., — в Тверской областной картинной галерее; портрет художника Александра Александровича Алексеева, середины 1830-х гг., — в Государственном Русском музее).