Skip to main content

«Водопой возле античных руин»

Питер Ван Блумен
Холст, масло. 1713 год

В живописи оставили след 3 брата ван Блумен: младший Норберт по прозвищу Цефалус, средний Ян Франс — Горизонт, старший Питер — Стандарт. Последний получил кличку за то, что в молодости увлекался рисованием флагов, гербов и штандартов.

Впрочем, исторические или военные мотивы прослеживаются и в зрелом творчестве художника, однако включают ностальгические и саркастические ноты. Примером развития авторской мысли в этом направлении может служить «Водопой возле античных руин».

На первый взгляд кажется, что Питер ван Блумен изобразил маслом на холсте пасторальный пейзаж: на заднем плане видно голубое небо с облаками, на переднем — стадо у небольшого водоема. Лошади, коровы, овцы, козы спокойны и безразличны к обстановке. Только индюк гордо восседает в корзине на спине у осла, который идет под разрушенным сводом.

В этот момент происходящее обретает более глубокий смысл. Дело в том, что триумфальные арки устанавливались в честь победителей и событий на наиболее важных точках города: въезде, мосту или площади. Вокруг же заметны ветшающие здания и увядающая природа. К примеру, почти по центру композиции расположились ущербная колонна и засохшее дерево.

Таким образом мастер XVIII века рассказал о том, как годы превратили цивилизацию в захолустье. О былом величии Рима напоминают очертания массивных сооружений из камня вдалеке. Судьба империи настолько трагична, что архитектура не стала уважаемым памятником для потомков, а едва годится в качестве источника влаги и тени для стада.

Тем не менее, критики отмечают, что для Питера ван Блумена время — это процесс перехода из темного прошлого в светлое будущее. Именно так палитра распределена по холсту. На оптимизм намекает и жест женщины, а также направление движения животных.

Стоит сказать, что демонстрация сцен, типичных для фламандской школы, на фоне древних развалин является «изюминкой» живописца. Во многом это объясняется тем, что мужчина долгое время проживал и в Бельгии, и в Италии.

Кроме того, арт-эксперты Европы высоко оценивают анималистические образы в его произведениях. На множестве набросков и картин присутствуют копытные, псовые или пернатые создания в сложных ракурсах. На «Караван» можно посмотреть в испанском Национальном музее Прадо, на «Школу верховой езды среди римских руин» — в германской Галерее старых мастеров, на «Перегон стада» — в норвежском Национальном музее искусства.