«Ценинный рельефный изразец «Двуглавый орел»»
Вторую половину XVII столетия называют «золотым веком» русского изразца. В этот период в качестве керамического декора в архитектуре стали использоваться многоцветные рельефные изразцы.
Распространение в России полихромных рельефных изразцов связано с именем патриарха Никона. Будучи настоятелем Иверского Святозерского монастыря, он в 1655 г. наладил производство многоцветных изразцов по соседству с обителью в с.Богородицыне (г.Валдай). Здесь начали работать приглашенные им белорусские мастера.
Белорусы привезли с собой секреты изготовления глухих оловянных эмалей четырех цветов: белого, желтого, бирюзово-зеленого и синего. Кроме эмалей они применяли прозрачную поливу коричневатого цвета, которая на красном черепке изразца давала красивые коричневые оттенки.
Эти новые многоцветные изразцы стали называть ценинными (т.е. дорогие, ценные изделия). И действительно, производство было сложным: после завершения нанесения рисунка фон покрывался слоем глины, на который наносилась цветная эмаль. Изделия обжигали, наносили еще один слой глазури и снова обжигали, после чего изразец можно было использовать. Еще эти изразцы называли фряжскими, т.е. чужеземными, пришедшими с запада.
В 1658 г. Никон, уже будучи патриархом, в целях возвышения церковной власти начал строительство грандиозного Воскресенского собора во вновь организованном им Ново-Иерусалимском монастыре. В его декоре он решил вместо византийских мозаик применить полихромные изразцы.
В 1666 г. патриарх Никон был лишен сана и сослан в Ферапонтов монастырь. Строительство в Новом Иерусалиме было приостановлено (закончено в 1685 г.), а работавшие там мастера переведены в Оружейную палату Московского кремля. Среди них были и белорусские мастера и их ученики. После их перевода столичные храмы начинают украшать ценинными изразцами, которые как нельзя лучше соответствовали распространявшемуся тогда пышному декору — узорочью.
В начале 70-х гг. XVII в. и московская гончарная слобода переходит на изготовление многоцветных изразцов, их изделия становятся неотличимы от белорусских.
Московскими изразцами украшены были храмы Высоцкого монастыря в Серпухове, которые перестраивались в к. XVII в. на средства царской семьи (в частности брата царицы Натальи Кирилловны, Льва Кирилловича). В знак того, что монастырь опекался царской семьей, был размещен на стене Покровского храма четырехчастный изразец с изображением друглавого орла. Существует мнение, что выполнил его Степан Иванов по прозвищу Полубес, белорусский мастер, «государев ценинных дел мастер».
Изразец поступил в музей в 1940 г.