Skip to main content

«После бури»

Марко Риччи
Холст, масло. 1700-е годы

Марко Риччи — рисовальщик и гравер из Италии, который за 53 года жизни успел попутешествовать и по Англии, Голландии, Франции. Среди его прочих интересов значились дворцовое и театральное декорирование, а также карикатуры.

Сильное влияние на юношу оказал Себастьяно Риччи, который трудился живописцем, поэтому смог обучить племянника в студии. Кроме того, молодой человек изучал творчество таких коллег, как Алессандро Маньяско, Гаспар Дюге, Клод Лоррен, Питер Мулир и Сальватор Роза. В этой связи его ранние работы носят подражательный характер, лишь намекающий на самобытность.

Однако со временем талант автора проявился в «проторомантической» трактовке ландшафтов. В этой манере созданы картины: «Христос на Галилейском море», «Пейзаж с прачками и монахами» или «Буря на море». Одной из портфолио стала «После бури», на которую можно полюбоваться в Серпуховском историко-художественном музее.

Марко Риччи использовал масляные краски коричневой, серой и зеленой гамм, которые не отвлекают от экспрессивных мазков по холсту. Скромная палитра только подчеркивает динамичность пятен и линий.

Тем не менее, части композиции лишены четких границ. Волны стремятся к массивным скалам с потрепанными деревьями, которые все же тянутся листвою к неспокойным облакам. Таким образом мастер показал в пейзаже силу притяжения и неизбежность слияния стихий.

По мнению исследователей, художник пытался продемонстрировать взаимодействие первоэлементов: воздуха, земли, воды и огня. Последний из них можно соотнести с красноватым отблеском костра на растениях.

Людей на берегу сложно назвать главными героями сюжета. Мужчина в центре является лишь созерцателем действа. Как высказался Блез Паскаль о человеке эпохи Барокко, он ощущал себя «чем-то средним между всем и ничем».

В свою очередь, рыбаки на лодке предстают статистами, которые вышли на сцену, где только что закончила выступление прима — природа.

Стоит отметить, что атмосфера полотна «После бури» отображает не столько поиски персонального стиля, сколько время перехода к Рококо, затронувшее множество сфер самовыражения. К примеру, увлечение Античностью и сельской идиллией привносит в живопись чувственность и меланхолическое изящество. На месте контрастов и геометрической правильности возникают приглушенные тона и изогнутые контуры. В итоге со стен исчезали мрачные иконы и реалистичные портреты, ведь их место занимали собирательные образы и вымышленные персонажи.