Skip to main content

«Портрет царя Фёдора Алексеевича»

Неизвестный художник
Холст, масло. Начало XVIII века.

Данное полотно: как и иконографически близкий ему портрет, первой половины XIX столетия, из Государственного Эрмитажа (- Санкт-Петербург), — как видно, входил в некую галерею изображений правителей России; он является повторением прижизненных портретов царя Федора Алексеевича (- как например, парсуна, около 1686 года, из Государственного Исторического музея в Москве). Почерк живописца вполне передает приёмы парсунной живописи: сочетая в себе черты иконного письма, — торжественное спокойствие изображаемых лиц; особое внимание к атрибутам и знакам власти; увлечённость плоскостным узором, введение надписей, — с элементами уже проникавшей на Русь в XVII веке, западно-европейской художественной традиции: таких, как принципиально новая живописная техника (- масляными красками по холсту), попытки передать объём при помощи светотени, как ранние опыты работы художника «с живства», — то есть с натуры.

Федор Алексеевич (1661-1682) — старший сын царя Алексея Михайловича, единокровный брат Петра I и, в большой мере, — предшественник его свершений. Получивший глубокое образование, под руководством мыслителя-энциклопедиста и поэта Симеона Полоцкого, — этот царь свободно говорил по-польски, знал латынь и древнегреческий язык, писал стихи, увлекался музыкой и пением. Правил он в 1676–1682 годах: воцарившись на 16-м году своей жизни, — а отпущено ему было только шесть лет… Несмотря на это, как и на слабое здоровье: цингу и ножную болезнь, — молодой государь постоянно был занят активной и плодотворной деятельностью. Царь Федор отменил местничество — старинный порядок назначения должностных лиц по принципу знатности рода: уже реализовав этим петровский принцип, — «знатность по годности считать». Он заложил основы системы прямого обложения налогами; прекратил жестокие, членовредительные наказания преступников; планировал структуру воспитательных учреждений для детей-сирот. Реорганизовал армию и успешно воевал с Турцией и Крымским ханством. После большого пожара, случившегося в первый год его правления, — царь Фёдор перестроил в камне центр столицы: белокаменная Москва это, в принципе, — именно его детище. Он же был основателем московской Типографской школы (1681): впоследствии, в 1687 году, ставшей зачатком первого русского «университета», — Славяно-греко-латинской академии.