Skip to main content

«Портрет штаб-офицера гвардейской пехоты»

Неизвестный художник
Холст, масло. Около 1740-50-е гг.

В старых музейных описях данный памятник значился как «Портрет вельможи». Действительно, — изображённый принадлежит к высокой, придворной среде: уже потому, что он носит мундир штаб-офицера, майора или подполковника, — гвардейской пехоты (покроя, характерного для царствования императрицы Елизаветы Петровны, 1741–1761 годов). В период, когда Лейб-гвардия служила первой опорою престола, и в то же время — главным двигателем дворцовых переворотов, — старшими офицерами в её части назначались лица, особенно доверенные у государя. В каком именно из трёх полков пешей гвардии служит портретируемый, — нам не ясно: поскольку в гвардии, вплоть до середины 1790-х годов, цветами различалась униформа только у нижних чинов; офицерский же мундир был однотипным. Об исключительном положении изображённого на портрете, говорит и то, что он — кавалер орденов Св. Александра Невского (- второй по значению, — после Св. Андрея Первозванного, награды Империи) и Св. Анны (- ставшего собственно российским орденом только с 1797 года; до этого же, — династической награды герцогства Гольштейн-Готторпского: данное награждение может означать приближенность кавалера к герцогу Петру Фёдоровичу, с 1742 года наследнику российского престола, — в будущем императору Петру III).

Суховатая, принуждённая манера письма наводит на мысль о копийном характере данной работы. В одном из частных собраний Санкт-Петербурга имеется погрудный вариант этого же портрета — кисти неизвестного автора: Епатко. Ю. Г., Портрет круга Мины Колокольникова. // Звезда Ренессанса. Спб. , 2009 г. № 9. С. 86-95. Сотрудник Государственного Русского музея Юрий Григорьевич Епатко считает данный портрет представляющим Фёдора Ивановича Ушакова, брата знаменитого начальника Тайной канцелярии Андрея Ивановича Ушакова (к сожалению, — он не оставил после себя каких-либо определённых изображений). Сближение данной работы с наследием Мины Лукича Колокольникова, — уже традиционно: Москалёва Л. Г. Садков В. А. Новая экспозиция.// Художник. 1983, № 4, — однако, по живописному уровню серпуховской портрет, конечно, уступает собственно колокольниковским (- Андрея Ивановича Васильева, молодого человека в светлом костюме, — в Государственном Эрмитаже; князя Ивана Терентьевича Мещерского, — в Тверской областной картинной галерее).