Skip to main content

«Портрет неизвестного»

Дмитрий Григорьевич Левицкий
Холст, масло. 2-я половина XVIII

Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822) — крупнейший российский живописец XVIII века, родом с Украины: сын священника — гравёра Киево-Печерской лавры. Портретные образы Д. Г. Левицкого: написавшего почти всех своих выдающихся современников, — исполнены бодрой активности и жизнелюбия. Манера этого художника обстоятельна и изысканна; она радует зрителя неповторимой щедростью выражения.

Данный портрет происходит из коллекции Юрия Всеволодовича Мерлина, — где изначально приписывался кисти Василия Лукича Боровиковского: Каталог галерейных картин (собрания Ю. В. Мерлина). М., 1895, № 38, или 150. По стилю, — он близок произведениям Д. Г. Левицкого 1780-х годов: периода творческой зрелости, когда художник немало портретировал людей своего круга, — образованных среднезажиточных дворян. Этот портрет так же пластически богат и одухотворён, как и образы: князя Николая Александровича Львова, 1780 г.; Марка Фёдоровича Полторацкого, того же времени; Александра Васильевича Храповицкого, 1781 г.; графа Артемия Ивановича Воронцова, 1780 г.; княжны Прасковьи Николаевны Репниной, 1781 г.; графини Прасковьи Фёдоровны Воронцовой, 1785–1787 гг., — все эти портреты в Государственном Русском музее, Санкт-Петербурга; княгини Марии Алексеевны Львовой, 1781 г.; Петра Васильевича Бакунина Большого и Екатерины Андреевны Бакуниной, 1782 г.; неизвестного из семьи Салтыковых, около 1785 г.; «Неизвестной с розой», 1788 г., — в Государственной Третьяковской галерее, в Москве; князя Ивана Михайловича Долгорукова, 1782 г., и «Неизвестной в голубом», 1784, — в Киевском национальном музее русского искусства (- Киевской картинной галерее); неизвестного офицера, 1780 г., в Самарском областном художественном музее; неизвестного в розовом халате, 1781 г., и неизвестной в зелёном платье, 1789, — в Национальном художественном музее республики Беларусь, в Минске; графини Екатерины Алексеевны Воронцовой, 1783 г., в Художественном музее республики Узбекистан, в Ташкенте; наконец, — ему сродни автопортрет живописца и портрет его жены Анастасии Яковлевны, оба 1783 г., — в Челябинской областной картинной галерее.