Skip to main content

«Лунная ночь на море»

Лев Феликсович Лагорио
Холст, масло. 1886 год

Лев Феликсович Лагорио родившийся в Крыму, — русское подданство принявший только в 1852 году. Ученик Максима Никифоровича Воробьева, Александра Ивановича Зауервейда, Богдана Павловича Виллевальде; Л. Ф. Лагорио испытывал также влияние Ивана Константиновича Айвазовского, — но был менее активен, чем тот, в творческих исканиях. Обычную тематику работ художника составляют прибрежные виды, — в том числе Италии, Финляндии, Норвегии. Но помимо моря, Л. Ф. Лагорио, трижды посетивший театр Кавказской войны, — был увлечён и горами. В 1860 году: миновав, — обычно предшествующий, ранг академика, — Лагорио стал профессором российской Академии художеств.

После 1864 года живописец живёт в основном, в Санкт-Петербурге, — проводя, однако, каждое лето на своей крымской родине: в Судаке. Общая программа творчества Л. Ф. Лагорио, — поздний романтизм, в салонно-академической его версии; основные выразительные средства, — виртуозная гладкость письма, умелая режиссура композиции, искусно смягченные: «прирученные», — контрасты света и тени. В то время как образность Айвазовского строится на целокупности мгновенного впечатления, то у Лагорио, — на долгом и внимательном изучении натуры. Но данная картина, — свидетельство перелома в творчестве Л. Ф. Лагорио: начала 1870-х годов, — когда художника перестают удовлетворять эффектные «солнечные» пейзажи, и он обращается к, более монохромной, тематике лунной ночи; палитра живописца делается гораздо холоднее, — но также и естественнее прежней. К той же группе, лагориевских ноктюрнов, — принадлежат: «Морской пейзаж» 1886 года, в частном собрании; «Лунная ночь на Неве. (Вид с Охты на Смольный монастырь.)», 1898 года, в Приморской краевой картинной галерее; «Ночь на море», 1891 года, в Бердянском художественном музее имени Исаака Израилевича Бродского; «Крым ночью», 1893 года, в Новгородском государственном объединённом музее-заповеднике; «Луна над морем в Крыму» и «Ночной пейзаж»: обе картины хранятся в частных собраниях.

Возможное место действия картины, — Меганомский мыс, с одноимённым маяком, близ города Судак.

На втором плане, — дом с двухэтажной верандою: типовое жилище крымских татар. Именно туда направляются мужчина с фонарём и, за ним, две женщины, — все в восточной одежде. Огоньки, в иллюминаторах судов на рейде, — характерная деталь для ночных марин Л. Ф. Лагорио.