«Блюдо настенное»
Ворносков Василий Петрович
Конец XIX – нач. XX вв.
Кудринская резьба по дереву — народный промысел, возникший в северо-восточном Подмосковье, под влиянием знаменитого художественного центра в усадьбе С. И. Мамонтова Абрамцево. Тогда в окрестных сёлах Хотьково, Ахтырке, Кудрино и Мутовках угасали давние традиции плоскорельефной резьбы по дереву. В 1882 г. при абрамцевской школе появилась мастерская, где ученики, крестьянские дети, работали по эскизам столичных художников; руководила ими Елена Дмитриевна Поленова (- сестра живописца).
Ворносков Василий Петрович (1876-1940) — мастер-резчик, основоположник абрамцево-кудринской резьбы; родился в семье плотника в деревне Кудрино, в четырех километрах от усадьбы Абрамцево. Учился в абрамцевской сельской школе, в 1887-1890 годах — в столярно-резчицкой мастерской Е.Д. Поленовой. С 1892 года работает самостоятельно в своём родном Кудрино. В 1906 году открыл школу-мастерскую для крестьянских детей. В 1908 году — персональная выставка — первая в России выставка мастера-кустаря (московский Кустарный музей). С 1930 году — инструктор лаборатории дерева НИИ художественной промышленности.
Мотив украшения блюда, Чудо-рыба -Золотое перо, связан с былиною о гусляре Садко, госте Морского царя, — темою, исключительно популярной в абрамцевском кружке. Возможно, это напоминание о премьере «Садко» Н. А. Римского-Корсакова в Частной опере С. И. Мамонтова, в конце 1897 г..
В стиле мастера заметно влияние эстетики модерна, но она подвергнута значительной творческой переработке. Ворносков использует те элементы стиля, которые не противоречат основным принципам народного искусства и даже в какой-то мере совпадают с ними. Для его почерка характерны уплощение объема и стремление к силуэту, свойственные одновременно и модерну, и древней народной традиции.
Ворносков Василий Петрович (1876-1940) — мастер-резчик, основоположник абрамцево-кудринской резьбы; родился в семье плотника в деревне Кудрино, в четырех километрах от усадьбы Абрамцево. Учился в абрамцевской сельской школе, в 1887-1890 годах — в столярно-резчицкой мастерской Е.Д. Поленовой. С 1892 года работает самостоятельно в своём родном Кудрино. В 1906 году открыл школу-мастерскую для крестьянских детей. В 1908 году — персональная выставка — первая в России выставка мастера-кустаря (московский Кустарный музей). С 1930 году — инструктор лаборатории дерева НИИ художественной промышленности.
Мотив украшения блюда, Чудо-рыба -Золотое перо, связан с былиною о гусляре Садко, госте Морского царя, — темою, исключительно популярной в абрамцевском кружке. Возможно, это напоминание о премьере «Садко» Н. А. Римского-Корсакова в Частной опере С. И. Мамонтова, в конце 1897 г..
В стиле мастера заметно влияние эстетики модерна, но она подвергнута значительной творческой переработке. Ворносков использует те элементы стиля, которые не противоречат основным принципам народного искусства и даже в какой-то мере совпадают с ними. Для его почерка характерны уплощение объема и стремление к силуэту, свойственные одновременно и модерну, и древней народной традиции.