Skip to main content

Аллегория «Суета сует»

Ян Букхорст-? Питер Бул
Холст, масло. 1650-е/ 60-е гг.

Картина была атрибутирована как работа Яна Букхорста, при участии Питера Була, — хотя и с сомнениями относительно авторства первого из них, — в 1974 году, сотрудником Серпуховского музея Вадимом Анатольевичем Садковым, — ныне доктором искусствоведения и заведующим Отделом искусства старых мастеров ГМИИ им. А. С. Пушкина. Основанием для этой атрибуции послужила композиционно близкая картина того же авторского круга, — представленная на аукционе лондонской фирмы Christies в 1973 году.

В данной картине, видимо, кисти Букхорста, принадлежит основная часть композиции — за исключением пирамиды драгоценностей в левой части холста, которую написал Бул: «узкий специалист» по натюрморту. Такая практика соавторства характерна для работы нидерландских живописцев XVII века.
Тема «Суеты сует» (- Екллесиаст, 1:2, 2:4-11), — то есть бренности, хрупкости земного величия и славы перед разрушительной работой времени, — излюблена европейской культурой барокко, но трактовка её художниками обычно оригинальна. В данной композиции, — зримые воплощения богатства (- драгоценности), молодости и красоты (- женская фигура: возможно, изображающая возлюбленную Я. Букхорста Менцию Монтоху, — как и рисунок Букхорста, в Государственном Эрмитаже, — Кузнецов Ю. И. Фламандский и голландский рисунок XVII века в Эрмитаже: каталог выставки. Л., 1974, стр. 19), земной власти (- дворец, на втором плане) — художник сопоставил с мыльными пузырями которые пускают младенцы-путти, — иллюстрируя популярный дидактический тезис: «Всё на свете пусто как мыльный пузырь» (- в латинской Библии екклесиастова «суета сует» передана словами: vanitas vanitatis, — буквально: «пустота пустот»). При этом живопись картины — истинно фламандская: это мастерская трактовка пластического богатства природы, трепетной жизни — как бы вопреки трагичному смыслу изображаемого.