Skip to main content

Ваза для дворцового интерьера из Серпуховского музея

14 ноября 2024

Вершина керамического искусства — фарфор — еще 200-300 лет назад воспринимался как диковинка, уникальное явление, драгоценность и был прежде всего предметом коллекционирования. Чуть позже он становится важным элементом интерьера, свидетельствуя не только о богатстве и роскоши, но и выражая тонкий вкус хозяина дома.
Особо почетное место в семье фарфоровых изделий занимают вазы. Над созданием их моделей трудились лучшие скульпторы и художники. Изготовление ваз, особенно крупных, демонстрировало высокое профессиональное мастерство всех работников фарфоровых мануфактур: от рабочих до ученых, а также техническую оснащенность производства.

В Белом зале Серпуховского историко-художественного музея внимание посетителей неизменно привлекает большая фарфоровая ваза с ручками из золоченой бронзы. Её значительные размеры, высокое качество фарфора, бронзы, росписи — все указывает на то, что ваза была создана на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге — ведущем фарфоровом производстве России . Подтверждением этому служит аналогичная ваза из собрания Государственного Эрмитажа, изготовленная на придворном заводе. Различаются изделия цветом фона: на вазе из собрания Серпуховского музея он темно-бордовый, на вазе из Эрмитажа — темно-голубой.

Ваза — пример формы «медицис», восходящей к античному кратеру. Широкое укороченное чашеообразное тулово «опирается» на невысокую круглую ножку. Из-за своих крупных размеров ваза сформована из нескольких частей. Тулово и ножка собраны воедино с помощью металлического штыря. Бронзовый квадратный постамент, на котором укреплена ножка вазы, придает устойчивость конструкции. Из бронзы выполнены ручки вазы. Они представляют собой стилизованные листья аканта и крепятся к бронзовым обручам в верхней и нижней части тулова. Чеканный орнамент бронзовой монтировки прекрасно сочетается с золоченым декором на фарфоре.
Роспись вазы выполнил Красовский Константин Николаевич (1834 — ?) — один из лучших художников ИФЗ, мастер цветочной живописи, лучший ученик французского живописца Петра Буде (Boudet), «художника цветов, фруктов, птиц и насекомых», работавшего на ИФЗ с 1852 по 1857 г. В росписи использован традиционный для ваз подобной формы орнамент — цветочная гирлянда «опоясывает» тулово вазы. Константин Красовский добивается высокой точности и иллюзорности, детально прорабатывая особенности каждого цветка, особенно это прослеживается в изображении роз, их нежных и прозрачных лепестков, колючих стеблей и листьев с прожилками. В книге «Императорский фарфоровый завод. 1744-1904», изданной в 1906 г. под редакцией барона Вольфа, директора ИФЗ с 1894 по 1917 гг., отмечено: «… можно утверждать, что живых цветов никто и никогда не изображал на фарфоре с большим совершенством, чем Красовские, особенно К.Н., развивший свой талант под руководством Буде и Босе, но потом самостоятельно изучивший природу цветов».

В заводских отчетах вазы-чаши впервые встречаются в 1834 г. Подобная форма ваз «севрского» или «французского фасона» была очень популярна, довольно часто они использовались в качестве жардиньерок. Использование крупных ваз Императорского фарфорового завода в качестве фарфоровых цветников, как в России называли вазы для цветов, — редкий пример их утилитарного применения. Прежде всего, вазы больших размеров служили целям оформления дворцовых интерьеров. Они поставлялись в царские резиденции Петергофа, Гатчины, Зимний дворец.

Известно, что в 1878 г. вазы, подобные той, что сегодня можно видеть в Серпуховском музее преподносились императору Александру II к празднику Рождества Христова в качестве рождественского подарка. До 1917 г. существовала традиция: в канун Рождества лучшие изделия Императорского фарфорового завода всего лишь на несколько дней выставлялись в Зимнем дворце на всеобщее обозрение. Затем они становились собственностью императорской семьи или «царскими подарками». Традицию, зародившуюся во время царствования Павла I, сегодня продолжают проводимые вновь с 2002 г. в Зимнем дворце выставки «Поднесение к Рождеству», где рядом с великолепными образцами русского фарфора XVIII, XIX и ХХ веков можно увидеть лучшие работы современных мастеров прославленного завода.