Skip to main content

Советский фарфор на выставке «Век ХХ. Русский взгляд»

20 февраля 2024

Одним из самых значительных явлений русской художественной культуры ХХ века является фарфор. Некоторые страницы его истории представлены на выставке «Век ХХ. Русский взгляд», которая знакомит с лучшими произведениями изобразительного искусства прошлого века из собрания Серпуховского историко-художественного музея, в том числе и с предметами декоративно-прикладного искусства.

«В ХХ веке история русского фарфора, как никогда прежде, была сплетена с событиями общественной и политической жизни, с творчеством художников, чьи имена приобрели мировую известность — С.В. Чехонина, К.С. Малевича, Н.М. Суетина, В.Е. Татлина»

В первое десятилетие после революции 1917 г. главным художественным центром фарфоровой промышленности становится Государственный фарфоровый завод (ГФЗ) в Петрограде. Созданная по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1744 г. талантом русского химика и математика Д.И. Виноградова, придворная мануфактура, после революции пережила второе рождение, стала образцовым в художественном и техническом отношениях производством.

В 1918 г. завод возглавил Сергей Васильевич Чехонин (1878-1936), относящийся к младшему поколению творческого объединения «Мир искусства». Многогранный художник — график, театральный декоратор, эмальер, миниатюрист — он привнес в роспись фарфора изысканную графику, которая стала особенностью произведений раннего советского фарфора. Известность приобрела серия «Роза и маска» с воздушными, едва намеченными пунктирами, лабиринтами лепестков роз. На выставке представлен бокал из этой серии, а также тарелки с росписью по рисункам С.В. Чехонина. Роспись выполнена на белье (недекорированном белом фарфоре), выпущенном еще до революции, о чем говорят клейма в виде императорских монограмм.

В 1920-е годы в фарфоре Государственного фарфорового завода активно зазвучала тема «искусство и революция». Изящество фарфора было поставлено на службу агитации, пропаганды ценностей нового государства. Художники, воодушевленные лозунгами новой эпохи, принялись творить, утверждать идеологически продуманный образ нового человека.

С 1919 по 1941 г. должность руководителя скульптурной мастерской ГФЗ занимала лидер советского фарфора Наталья Яковлевна Данько (1892-1942). Она создала новую декоративную скульптуру. Одна из ее известных героинь — фабричная работница, произносящая речь.

В начале 1930-х гг. фарфоровой промышленности была поставлена задача увеличения производства предметов широкого потребления. Шел активный поиск новых форм изделий, предлагались стандарты типовой посуды, росписи, рисунков деколей.

В основу эстетики нового искусства фарфоровой пластики легли принципы простоты, образной выразительности и функциональности изделий из фарфора. Тематика росписи отражала злободневные реалии тогдашней жизни, этапные события послереволюционных десятилетий: индустриализацию (1927 г.) и коллективизацию (1929 г.), передавала атмосферу эпохи первых пятилеток — времен небывалых планов и проектов социалистического строительства, повлекших за собой кардинальные перемены в жизни города и деревни.

Строительству Волховской ГЭС в Новгородской области в пос. Волховстрой, посвящена чашка с блюдцем из сервиза «Новгородская стройка» (1930-е гг., завод «Пролетарий»). Автор росписи сервиза Подрябинников Трифон Захарович (1887-1974) — один из создателей нового массового рисунка для фарфора.

С развитием колхозов в 1930-е гг. большое распространение в росписи фарфора получили сельскохозяйственные работы. Актуальным становится образ девушки, держащей в руках колосья. Известным произведением агитфарфора стал чайный сервиз «Косарь и жница». Предметы сервиза изготавливались на разных заводах: и на Дулевском в Московской области, и на заводе «Красный фарворист» в с. Грузино Новгородской области. Автор рисунка — Михаил Михайлович Адамович (1894-1947) — известный художник-фарфорист, работавший на Государственном фарфоровом заводе, Волховском и Дулевском фарфоровых заводах.

Следующий период, представленный на выставке, — 1950-1960-е гг. — время триумфа массового тиражного фарфора. Настольная пластика, интерьерная пластика — термины подчеркивают место этих произведений в интерьере. Они должны была украсить дома простых советских граждан, создать ощущение уюта и придать жилому интерьеру в новых типовых квартирах черты индивидуальности. Основные темы: советский человек в повседневной жизни, счастливое детство, спорт, сюжеты русских сказок, литературные персонажи, «творец», дружба народов.

В собрании музея хранятся скульптуры «Песня», «Танец», «От всей души» из серии «Карнавал на фестивале», посвященной VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов, который проходил в Москве в 1957 г. Автор серии — Нина Александровна Малышева (1914-1983) — один из ведущих скульпторов Дулевского фарфорового завода.

Значительное место в творчестве Малышевой занимала тема материнства и детства. На выставке представлена известная скульптура «Север» (1956 г., модель 1950 г.), — трогательный образ матери в традиционной одежде северных народов, которая поддерживает рукой маленького ребенка, сидящего на олене. На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 г. произведению была присуждена Бронзовая медаль.

«Красота — в простом» — лозунг 1960-х г., эпохи «сурового стиля». В это время свойственно было отказываться от украшательства. При создании посуды художники больше внимания уделяют эргономичной форме сосуда, его пластике, силуэту. Вернулся интерес к материалу — белому фарфору, росписи ненадолго отводится служебная роль. Яркий красный акцент и золотая надпись фризом в сервизе «Народный» (Ленинградский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова, 1966 г., автор формы и росписи Владимир Лаврентьевич Семенов) подчеркивают конструкцию формы, в которой узнаются силуэты куполов русских соборов.

Привлекают внимание на выставке тематические бокалы, созданные к 50-летию создания СССР и принятию Плана ГОЭЛРО. Выполняя заказ и выпуская изделия к памятным датам, мастерам Ленинградского фарфорового завода удавалось создавать яркие, оригинальные, исполненные в духе своего времени, произведения.

Особым неподражаемым стилем, изяществом отличаются рисунки Алексея Викторовича Воробьевского (1906-1992), выдающегося художника Ленинградского фарфорового завода. Рисунки, со множеством мелких деталей, похожие на «драгоценные кружева», обладают повышенной декоративностью — все направлено на создание яркого запоминающегося образа. Сюжеты его рисунков как правило фантастические или сказочные, как, например, на чашке с блюдцем «Русский фриз» (1969 г.).

В конце 1960-х — 1970-е гг. происходит постепенный переход на новые способы оформления фарфоровых изделий. На смену строгому и лаконичному стилю 1960-х приходит другой декор с преобладанием крупных цветочных узоров. Природа становится источником декоративной росписи фарфора.


Так, в сервизах художника Дулевского фарфорового завода Владимира Климентьевича Яснецова (1926-2005) реальные впечатления от природы складываются в циклы времен года. На выставке можно увидеть сервиз «Изобилие» («Осень») (1969 г.). Художник пишет размашисто, экспрессивно. Роспись сверкающим покровом ложится на фарфор.

Зимние пейзажи Подмосковья вдохновили художника Дмитровского фарфорового завода Анну Ивановну Правикову (1919-1996) на создание чайно-кофейного сервиза с блюдом для завтрака «Подмосковные вечера», в котором объединены изящество формы, белизна фарфора и интересная роспись, тонко воспроизводящая атмосферу зимнего вечера.

Богатое наследие, оставленное нам мастерами прошлого века, помогает развивать лучшие традиций русского художественного фарфора, несет как и раньше радость и красоту людям в дом. Оно остается предметом для подражания и источником вдохновения.

Заведующий научно-фондовым отделом — Паншева В.А.