Skip to main content

Русский художник итальянского происхождения

29 ноября 2016

В 2016 году исполняется 180 лет со дня рождения Александра Антоновича Риццони (1836-1902). В 1901 году в журнале «Мир искусства» некий публицист Альфред Павлович Нурок в статье, подписанной им псевдонимом «Силэн», назвал художника Александра Антоновича Риццони «худшим из всех современных ему живописцев», работы которого позорят русское искусство. Через 11 месяцев после этого, в Риме, глубоко переживавший обиду, 66-летний художник, покончил с собой. Совсем иначе смотрел на творчество А.А. Риццони старый его друг — основатель художественной галереи в Москве П.М. Третьяков. «Ваши картинки прелестны…» — писал он ему. Картинками они названы Третьяковым потому, что А.А. Риццони часто создавал работы, маленькие по размеру. П.М. Третьяков знал А.А. Риццони много лет, считал его художником русской школы живописи, пользовался его помощью и советами при формировании своей знаменитой коллекции.
Родился А.А. Риццони в 1836 году в Российской Империи в городе Риге, хотя предки его – выходцы из итальянского города Болоньи. Отец был ремесленником, старший брат – художником, Академиком живописи. Он и подготовил способного юношу к поступлению в Академию Художеств. Через 5 лет обучения, будущий, так называемый «худший» художник получил за свои картины сначала малые серебряную и золотую медали, а в 1862 году за картину «Аукцион в лифляндской деревне» — большую золотую медаль и право на шестилетнее заграничное проживание в качестве пенсионера Академии. Позже ему были присвоены почетные звания Академика и Профессора живописи. После этого художник поселился в Риме, поэтому не удивительно, что темы для своих работ А.А. Риццони черпал из итальянской жизни. Знатоки ценили у художника хороший рисунок, тонкое письмо, умение передать обстановку жилища, костюмы, интересные человеческие типы.
Серпуховский историко-художественный музей располагает тремя полотнами живописца А.А. Риццони. Это картины «Мальчик с кошками» и две работы под общим названием «Итальянская лавочка», написанные им в 1871 году. Одна из «Лавочек» была украдена из музея весной 1990 года. И лишь через 20 лет картина вернулась на свое законное место в одном из залов, где ее и могут увидеть все желающие.