Skip to main content

Прянишников – Островский – Чехов

14 мая 2020

«Художники и писатели» —  такой цикл  публикаций мы открываем на нашем сайте. Его цель – показать творческую и  человеческую близость художников и писателей, живших в одно время. Они были свидетелями одних и тех же событий, откликались на них своими произведениями, заимствовали друг у друга темы и сюжеты,  критиковали  и поддерживали друг друга, совпадали и расходились во мнениях. Нам хорошо известны такие творческие тандемы  как «Маяковский – Бурлюк», «Тургенев- Харламов», «Чехов-Левитан» и многие другие. Давайте познакомимся с некоторыми из них поближе.


В зале передвижников Серпуховского историко-художественного музея находится замечательная работа Иллариона Прянишникова «В ожидании шафера». Ее автора часто называют  «Островским в живописи» и не случайно.  И Островский в своих пьесах, и Прянишников в своих картинах любили описывать жизнь и нравы русского купечества. Были и полные совпадения. К примеру, картина Прянишникова  «Шутники» напрямую навеяна пьесой Островского: в 1864 году драматург пишет свою пьесу «Шутники», а годом позже Прянишников – полотно про то, как купцы и приказчики, напоив отставного чиновника, «шутят» над ним.
Теме купечества посвящена и картина из коллекции серпуховского историко-художественного музея — «В ожидании шафера», мимо которой просто невозможно пройти! Сюжет  вытекает из самого названия картины: скромная смиренная девушка в наряде невесты, ее отец – георгиевский  кавалер и разодетая сваха,- ведут какой-то неспешный разговор в ожидании приезда шафера.

«В ожидании шафера»

Картина настолько выразительна и сюжетна, что сотрудники музея именно ее чаще других «оживляют» на своих  театрализованных экскурсиях.  И совсем не трудно представить, о чем может идти разговор между главными героями картины, и почему грустна невеста. Даже дети, что приходят в  музей, эту картину «читают» очень легко, замечая все ее детали: и солдатский георгиевский крест на мундире отца, и гимназическую фотографию невесты в рамочке  на стене, и богатую шубу от жениха, что держит усатый лакей на втором плане картины. Понятна им и причина грусти невесты: не любит она своего жениха, ведь не она его выбирала, а сваха.  Вот только название картины «В ожидании шафера»  вызывает у юных экскурсантов недоумение: какого такого шофера вызвали герои и почему он так долго не едет?
Картина «В ожидании шафера»  впервые экспонировалась на 19-ой выставке передвижников в 1891 году, которую, как известно из писем, посещал и  Антон Павлович Чехов. С творчеством именно этого писателя у художника Прянишникова больше всего   пересечений, причем, параллели обнаруживаются не только в  творчестве, но и в биографии.
Они оба были родом из небогатых купеческих семей, оба  в детстве были вынуждены подрабатывать в лавке, и оба были хорошо знакомы с миром «маленьких людей». Этот мир  и стал в последующем основной темой их произведений. Как известно, общей у художника и писателя  была даже болезнь, ставшая причиной смерти обоих – туберкулез. Этот недуг заставит  и Чехова, и Прянишникова  поселиться в Крыму, и оба они  будут одинаково тосковать по России, по ее скромной и лиричной природе, по общению с друзьями, о чем и напишут  в своих письмах.
Но каким же  образом пересекались они в творчестве? Посмотрим на другие картины Прянишникова, которых хотя и нет в коллекции Серпуховского музея, но зрителю они хорошо известны.
На полотне «Чтение письма в овощной лавке» Прянишников изображает молодую женщину,  нашедшую, видимо, место прислуги в городе; она получила весточку от родных из деревни и, не зная грамоты, пришла в лавку просить хозяина прочитать ей письмо. Чеховский рассказ «На святках»  — словно попытка воссоздать предысторию ситуации, изображенной Прянишниковым. Героиня рассказа Василиса пришла к Егору, брату трактирщика, с просьбой написать письмо дочери, уехавшей из деревни в город с мужем, получившим там место швейцара…
Еще  примеры: эскиз Прянишникова «В провинции» очень напоминает чеховский рассказ «Тоска», а знаменитая картина «Порожняки»  — рассказ «Студент».
Один из вариантов «Порожняков» был, несомненно, известен Чехову по  выставке в Москве в 1882 году. На картине изображен морозный вечер, гаснущая полоска заката и фигурка подростка-семинариста, который съежился от холода в обозе на заснеженном тракте, он едет, скорее всего, в свое глухое селение.
Когда в 1894 году стало известно о смерти Прянишникова от чахотки, Чехов сразу же сел писать   рассказ «Студент» — в котором  он как бы развивает сюжет картины, дописывая его продолжение. Герой рассказа, сын сельского дьячка, обучавшийся в духовной академии, приехал (должно быть, с таким же попутным обозом) на Пасху домой, в свою нищую, голодную деревню. Пейзаж рассказа тоже созвучен картине Прянишникова.  А в последней чеховской пьесе «Вишневый сад»  появятся герои,  хорошо   знакомые по полотну Прянишникова «Жестокие романсы».
Перекличка произведений Прянишникова и Чехова не только выявляют сходность их мировидения, но и помогают проследить общие закономерности исканий всей русской интеллигенции второй половины 19 века. Серпуховская картина художника «В ожидании шафера» тоже созвучна рассказам Антона Павловича Чехова. В ней  правдиво, умно и тонко разоблачается пошлость и пустота тусклой обывательской жизни. По настроению, по психологической выразительности действующих лиц и по своей внутренней интонации это произведение напоминает мудрые и мягкие чеховские рассказы.
 

Экскурсовод 1 категории Серпуховского музея — Галина Строева.