Предметы сервиза «Золотая прялочка» на выставке «Фабрика авангарда. Выкройка нового мира» из фондов Серпуховского музея
Внимание к авангарду 1920-х гг. вновь возрождается в искусстве Советского Союза в период «оттепели». Особенно ярко актуальные тенденции прозвучали в декоративно-прикладном искусстве, в частности в фарфоре. «Ставшие внезапно доступными знания о различных течениях в зарубежном искусстве ХХ века и русском авангарде изменили взгляды советских художников на творчество. Не случайно, наиболее интересные произведения в фарфоре были созданы на ЛФЗ, где еще не была забыта культура супрематизма»
Большая часть творческого коллектива Ленинградского фарфорового завода 1950-1960-х гг. начала свою работу под руководством Н.М. Суетина, ученика и последователя К.С. Малевича, занимавшего пост главного художника завода с 1932 по 1952 г. Среди них была и Анна Александровна Лепорская (1900-1982) — художник-живописец, график, дизайнер, монументалист, ставшая одним из крупнейших художников советского фарфора.
Свое художественное образование Анна Лепорская начала в Псковской художественно-промышленной школе в 1918 г.. Преподаватель композиции и скульптуры из Петрограда А.Я. Брускетти-Митрохина сумела привить своим ученикам особый интерес к керамике и фарфору как к художественным материалам. Про занятия в организованной при школе керамической мастерской Лепорская вспоминала: «В период обучения в Псковской художественной школе мне доставляло большое удовольствие «тянуть» форму кувшина на ножном гончарном круге» .
В 1922 г. Лепорская поступила в Академию художеств в Петрограде, а с 1923 начала заниматься во вновь образованном Государственном институте художественной культуры (ГИНХУКе) под руководством Каземира Малевича. В 1925 она покинула Академию художеств и начала работать в ГИНХУКе в качестве практиканта у Малевича, была его секретарём. Основоположник супрематизма, Малевич с начала 1920-х гг. примкнул к производственному искусству, разрабатывал рисунки для текстиля, проекты новой посуды, разрабатывал вопросы синтеза искусств. Такую широту художественных интересов и деятельности восприняла и Лепорская. Позже она проявила свое дарование в оформлении выставок и интерьеров общественных зданий. В 1937 году Лепорской было поручено оформление интерьера зала искусств советского павильона на всемирной выставке в Париже, а в 1939 году — на Международной выставке в Нью-Йорке. В 1944 году она принимала участие в восстановлении интерьеров Государственного театра оперы и балета имени Кирова.
Особая страница – жизнь и деятельность Лепорской в блокадном Ленинграде. Художница, как и вся ленинградская интеллигенция, упаковывала экспонаты Эрмитажа, готовя их к эвакуации, работала в госпитале, трудилась на производстве мин, которые сразу отправлялись на фронт, по мобилизационному предписанию дежурила на крыше в группе «самозащиты местной и противовоздушной зоны домохозяйства города» . Но была еще другая очень важная работа – это работа в Ленинградском Доме Красной Армии им. С.М. Кирова, в Партизанском музее, на выставке героической обороны Ленинграда и позже в Музее обороны Ленинграда по созданию художественных решений экспозиций, посвященных подвигу блокадного Ленинграда, бойцов Красной Армии и партизанских отрядов.
После войны Анна Лепорская откроет для себя новую область, в которой ее талант проявится особенно ярко, — фарфор станет ее главным материалом.
На Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова Лепорскую пригласил ее муж Николай Суетин, с которым она познакомилась в ГИНХУКе и который был ее товарищем по многим проектам. В 1945 г. художник создала для ЛФЗ свой первый чайный сервиз «Конус», он сразу получил признание и пошел в производство. С 1948 г. Анна Александровна — в штате завода имени Ломоносова.
В конце 1950-х – начале 1960-х гг. в Советском Союзе началось усиленное развитие жилищного строительства, причем установился определенный стиль жилых интерьеров, несколько аскетичный, где-то может быть очень стандартный из-за маленьких габаритов новых квартир, обставлявшихся мебелью также упрощенных стандартизированных форм. Единственным, что могло украсить эти интерьеры, внести в них ноту индивидуальности, были произведения декоративно-прикладного искусства – ткани, керамика, столовая посуда. Её стремились иметь в комплекте, а не собранную из случайных, не согласующихся между собой вещей.
Над созданием новых форм, отвечающих требованиям «современного стиля», которые должны были органично вписываться в новые интерьеры и воспитывать вкус советского человека, трудились А.А. Лепорская, Э.М. Криммер, В.Л. Семенов, В.М. Городецкий, С.Е. Яковлева, И.С. Аквилонова и др. Для их фарфора этого периода присущи тяготение к простым, удобным в производстве формам с характерной для них «мягкостью, плавностью и округлостью», минимальной деталировкой. При этом формы «становятся менее расчлененными», отдельные части предмета плавно переходят друг в друга . «Источниками вдохновения были простые по силуэту, плавные текучие, формы стиля модерн, а также принципы формообразования, развивавшиеся супрематистами Малевичем и Суетиным. Но скульпторы «оттепели» уделяли больше внимания функциональности создаваемых ими форм — удобству для производства и использования в быту, — нежели предшественники-супрематисты, концентрировавшиеся на решении формальных и концептуальных задач» .
Создание новых форм сервизов для художника увлекательно, но и очень сложно. Конструируются не отдельные предметы, но целый комплекс форм, которые должны восприниматься как единое целое. Формы А.А. Лепорской отличает классическая строгость и ясность, в тоже время безукоризненность пропорций сочетается в них с мягкостью и плавностью линий, как бы текучестью форм.
Анна Лепорская одна из первых стала вводить в свои чайные и кофейные сервизы тарелочки, сосуды для ликера, вазы для фруктов и вазочки для цветов. Введение ликерников и ваз, т.е. добавление вертикалей, дает возможность художнику разнообразить линии ансамбля. С другой стороны, изящные вазочки помогают создавать особую обстановку уюта, красоты, внести в обычное чаепитие элементы праздника. Ведь сервировка стола влияет на настроение, и, если в сервизе есть ваза, она обязывает поставить в нее цветы.
Представленный на выставке «Фабрика Авангарда. Выкройка нового мира» кофейно-десертный сервиз «Золотая прялочка» выполнен на форме «Нева-II». Форма создана Лепорской в 1964 г. в характерных для нее строгих классических формах с четким и пластичным контуром. В основе формы — цилиндрический объем, который получил самые разные интерпретации в ее сервизах.
Автор росписи — Нина Павловна Славина (1928-2000) — художник по росписи фарфора, скульптор, с 1978 по 1985 годы — главный художник ЛФЗ. Она создавала как новые росписи для массового производства, так и уникальные выставочные композиции, была одним из организаторов внедрения в производство шелкотрафаретной печати. Роспись сервиза «Золотая прялочка», красивая и оригинальная, выполнена в народных традициях, напоминает рисунки резьбы по дереву. Роспись, идущая по горловине и основанию предметов в виде фриза или по центру тулова в виде опоясывающих лент, органично включена в строгую форму сервиза, подчеркивая ее. Белая поверхность предмета не трактуется художницей как фон, а включается в живопись, в общую цветовую композицию, что характерно как для народного искусства, так и для традиций фарфора тех лет.
Понятие «советский фарфор» сегодня не мыслится без имени Анны Лепорской. На Ленинградском фарфоровом заводе им. М.В. Ломоносова она создала десятки образцов массовых и малотиражных произведений и много интереснейших уникальных работ, которые остаются всегда современными.
Автор формы Анна Александровна Лепорская,
Автор росписи Нина Павловна Славина
1965 г. фарфор, шелкотрафаретная надглазурная полихромная печать, позолота, цировка.