Skip to main content

Открылась камерная выставка «Декоративно-прикладное искусство Китая в собрании Серпуховского музея»

10 марта 2025

Многовековая культура, наука и искусство Китая вызывают чувство искреннего восхищения и глубокого интереса. Многочисленные и разнообразные предметы китайского декоративно-прикладного искусства, издавна известные всеми миру своим изяществом, вкусом и тонкой отделкой, свидетельствуют о наблюдательности и таланте китайского народа. Особое место среди произведений китайского искусства занимает фарфор.
Китай — родина фарфора. Многие поколения китайских мастеров в процессе кропотливого труда, использовав богатство природы Китая, создали фарфор — высший сорт керамических изделий. О фарфоровой посуде китайские мастера говорили, что она должна быть «голубой, как небо, блестящей, как зеркало, тонкой, как бумага, звонкой, как цин (музыкальный инструмент)».

Фарфор появился в Китае в VII-VIII вв. Сама природа предназначила этой стране стать родиной фарфора. Местным гончарам она подарила белую пластичную глину — каолин, и богатые залежи фарфорового камня, который представляет собой горную породу из полевого шпата и кварца, встречающуюся только в Китае. Соединение этих двух частей в правильных пропорциях придает составу необходимую пластичность и сплавляемость, а черепку после обжига — прочность и белизну. Белый цвет служит идеальной поверхностью для живописи, и, таким образом, фарфор стал излюбленным материалом не только для предметов домашнего обихода, но и для предметов роскоши.
Тонкие фарфоровые чашки, сосуды для вина, блюда, сверкающие белой поверхностью, расписанные монохромными или многоцветными узорами, высоко ценились во всех странах мира. Незнание секрета изготовления этого уникального и загадочного материала, делало его чрезвычайно дорогим. В Европе фарфор называли «белым золотом». Поднебесная тщательно охраняла свой секрет, и только в начале XVIII в. европейцы смогли его разгадать.
Наиболее ранние образцы китайского фарфора в коллекции музея относятся к концу XVIII в. Пройдя многовековой путь развития, китайский фарфор к этому времени становится на путь варьирования старых форм и росписи. В росписи доминирует розовая эмаль, которая, благодаря своей красочной декоративности, быстро занимает ведущее место. Излюбленные мотивы — растения, птицы, животные, которым придается символическое значение. В изделиях, отправляемых на экспорт, цветочно-растительные орнаменты часто сочетаются с сюжетной росписью, например, изображением сцен из жизни китайской знати.