Он был «отличником» во всем…
C 5 сентября по 5 декабря в Серпуховском историко-художественном музее будет проходить беспрецедентная по значению и масштабу выставка «Пленники красоты. Генрих Семирадский и художники позднего академизма», которую без всякого преувеличения можно назвать самым дорогим подарком к 100-летию музея. Куратором выставки будет Татьяна Львовна Карпова, доктор искусствоведения, заместитель генерального директора государственной Третьяковской галереи по научной работе. Интервью с ней записала Галина Строева.
-Татьяна Львовна, насколько я знаю, выставка Семирадского в Серпухове – это продолжение Вашего грандиозного проекта, начатого более десяти лет назад?
— Это действительно продолжение крупного проекта Третьяковской галереи, который стартовал на Крымском валу в 2004-2005 годах, где мы впервые показали широкой публике салонное академическое искусство. В этом проекте кроме Третьяковской галереи приняли активное участие и многие другие музеи страны, где картины Семирадского и художников его круга — надо честно сказать — находились в основном в запасниках, и участие в проекте позволило им извлечь эти картины из фондов и «реабилитировать» их творчество. Эти картины наконец-то стали реставрировать – и в этом тоже заслуга проекта.
Кроме живописи на упомянутой выставке была представлена и скульптура, и декоративно- прикладное, ювелирное искусство, костюмы, фарфор, бронза. Она имела широкий резонанс, но повторить ее в таком полном объеме мы не могли по ряду объективных причин. И тогда я разработала некую модификацию этого проекта, и уже в таком, видоизмененном варианте, мы показали искусство академистов в Самаре, Нижнем Новгороде, Петрозаводске, Минске и в Хельсинки. И теперь вот в Серпухове…
— Но вы перечислили очень крупные города областного и даже союзного подчинения, с которыми Серпухов не может соперничать. Каким образом выбор пал на наш город?
— Не скажите! Для нас главное, что в вашем музее уже есть две замечательные работы Семирадского, и они находятся у вас в постоянной экспозиции, а это – огромное богатство! В Третьяковке и той — всего три работы мастера, правда, у нас много работ художников его круга: Бронникова, Бакаловича, Котарбинского, Сведомского,Гунна, которые мы обязательно покажем на выставке в Серпухове. Но центром выставки все равно будет Генрих Семирадский. Ну а вторая причина — ваш юбилей. На такие даты нужно дарить дорогие подарки, и я очень рада открытию выставки в вашем городе.
— Спасибо. Для нас действительно непривычно, что не мы в Третьяковку, а Третьяковка привезет к нам свои полотна, и не только Третьяковка, но еще и Русский музей, и музей Переславля-Залесского. Правда, несколько страшновато, Серпухов ведь далеко не культурная столица, поймут ли посетители такое, салонное искусство?
-Ваши опасения мне очень понятны. Даже в самой Третьяковке был период, когда всех представителей академизма убрали в запасники, и была негативная реакция на их искусство. Мы ведь знаем реакцию на их картины того же Стасова, Репина и других весьма уважаемых художников, которые называли академистов «беспечальными» художниками. Более того я недавно читала лекции в МГУ и обнаружила, что студенты такого престижного вуза не знают имен не только Бакаловича и Бронникова, но и фамилии Семирадского и Константина Маковского им тоже неведомы. Так что будем работать, в музей идут за прекрасным и надо уметь показать это прекрасное. Раз мы признаем, что это – искусство, то им надо заниматься, изучать его и, конечно же, экспонировать.
-И все-таки: передвижники и академисты, красота и правда, можно ли одновременно любить и то, и другое? Мы ведь действительно воспитаны на «Тройке» Перова и на «Бурлаках» Репина, нам все понятно на этих картинах, они были на репродукциях в наших школьных учебниках…
— Вы уже сами и ответили на заданный вопрос: «мы были воспитаны на передвижниках…». К академистам должен быть совершенно другой подход, другие критерии, нежели к работам Репина и Перова. Да, в 19 веке передвижники были подняты на щит и утверждены в качестве некоего образца в нашем искусствоведении, им посвящались доклады, выступления, публикации, а первая монография по Семирадскому вышла только в 2008-ом году…
-Автором которой стали Вы?
-Да… И не поверите, она стала откровением для профессионального сообщества! Оказалось, что наследие Семирадского никто не изучал! Эта работа стимулировала изучение его творчества не только у нас в стране, но и в Польше, откуда он родом. А по другим академистам до сих пор нет ни одной монографии. Откуда же они могут быть известны широкому зрителю!? Думать, что художники этого круга только развлекали публику, было бы неверно. Они адаптировали публику к новым открытиям!А что касается противостояния, то на самом деле между художниками салона и передвижниками не было таких уж непроницаемых стен. Передвижники тоже искушались красотой, учились у «пленников красоты» их художественным приемам, а академисты принимали участие в их выставках. Ведь нельзя же считать, что нищий на паперти –это шедевр, а девушка в тунике-это позор. Искусство надо ценить по его собственным законам…
-Вопрос наверняка для Вас непростой, поскольку все стороны дарования Семирадского важны и значимы. И, тем не менее, как бы вы коротко определили главное значение его творчества?
-Это действительно очень трудно. Но, наверное, так: благодаря Семирадскому мы можем поверить, что античный мир – это не миф, не сказка, не золотой сон, а быль, реальность…
—Ваша заветная мечта?
-Сделать по творчеству Семирадского большую международную выставку, на которой объединить музеи России, Украины, Польши и Европы. Этот художник заслуживает такой выставки.
-В завершение разговора расскажите о каком-нибудь малоизвестном факте из семейной биографии художника. Каким он был человеком?
— Семирадский был очень трудолюбивым и широко образованным человеком, и вся его семья тоже. Его дети говорили на нескольких языках: русском, польском, итальянском, французском. В семье постоянно играли в шарады. У них было свободное владение всем арсеналом европейской культуры. Он ведь сначала закончил Харьковскую гимназию, где преподавали латынь и греческий, и уже тогда читал в подлиннике античных авторов…
-Вот откуда его интерес к античным темам?
— Конечно! Образование и воспитание не проходят бесследно. А после Харьковской гимназии, выполняя волю отца- генерала царской армии, он заканчивает университет и пишет очень интересный диплом — «Об инстинктах насекомых». И хотя на его картинах это не нашло отражения, но всю свою жизнь он коллекционирует этих насекомых. А уже потом он поступает в Академию художеств и там становится ее отличником. Он также был большим театралом, и, кстати, в его любимом балете «Дон-Кихот» есть сцена, где танцовщица идет среди мечей, возможно, именно там он и «подсмотрел» главную героиню своей картины «Танец среди мечей»…
-…которую Третьяковка привезет на выставку в Серпухов?
-Обязательно! И не только «Танец среди мечей», но и другие его работы и работы художников его круга, всего 17 картин…