Skip to main content

Монография И.И. Левитана.

12 марта 2024

C 1911 по 1914 год издательство И.Н. Кнебеля выпустило в свет замечательную серию иллюстрированных монографий русских художников, состоящую из пяти выпусков, посвященных М.А. Врубелю (1911г.), И.И. Левитану (1913 г.), В.А. Серову (1913г.). А.П. Рябушкину (1914 г.), М.В. Нестерову (1914г.) Идея принадлежала Игорю Эммануиловичу Грабарю (1871-1960), который после закрытия журнала «Мир искусства» уговорил И. Кнебеля выкупить клише репродукций. Обращение именно к этому издателю было не случайным. Иосиф Николаевич Кнебель (1854 — 1926) — основатель первого в России специализированного издательства по изобразительному искусству. Практически все его книжные издания (а их около 400) являются образцом высокого издательско-оформительского дела.

В июне 1906 года И.Э. Грабарь сообщал Бенуа: «…я подбил Кнебеля купить клише „Мира искусства“ и теперь сижу над оборудованием монографий». А. Бенуа (1870-1960) один из авторитетных в то время художественных критиков и историк искусства идею создания серии поддержал и его одобрение окончательно укрепило Кнебеля и Грабаря в целесообразности задуманного издания. А планы были большие. Собрание должно было включать исследования о русских живописцах последних двух столетий, обзоры русской и зарубежной графики, а также описания наиболее значительных архитектурных ансамблей XVIII века (Архангельское, Павловск, Петергоф и др.). Позже издатели решили ограничиться только искусством России, что подтверждает выбранное ими название для серии: «Русские художники». Помимо исследований о жизни и творчестве живописцев, в серию должны были войти работы, посвященные выдающимся русским скульпторам и архитекторам.
«Есть не мало любителей, которые хотели бы как можно подробнее ознакомиться с жизнью и творчеством крупных русских мастеров былых времен, как есть, с другой стороны, и лица, определенно тяготеющие к новейшему искусству, симпатизирующие тому или другому из ныне живущих или недавно от нас ушедших художников…Предлагаемая серия монографий должна ответить этому понятному тяготению людей различных темпераментов и симпатий к различным мастерам», — так издатели сформулировали цель своего начинания.

Открывать серию было решено выпусками, посвященными М.А. Врубелю, И.И. Левитану, В.А. Серову, то есть тем художникам, чьи произведения не раз воспроизводились в журнале «Мир искусства». Ведь клише репродукций именно с их работ были по совету И. Грабаря приобретены Кнебелем после ликвидации журнала. Начались активные поиски авторов будущих монографий. К 1914 года были уже готовы к изданию рукописи работ о К.П. Брюллове, о В.Э. Борисове-Мусатове, о Н.К. Рерихе и др. — всего около 20 монографий, из запланированных 52. Негативы и часть клише для них были уже подобраны и находились на складе. Оставалось только издавать выпуск за выпуском. Но, осуществить это не удалось. В мае 1915 года, во время немецкого погрома, устроенного черносотенцами, книжный магазин Кнебеля и клишехранилище были разгромлены. Последующие события — потрясения 1917 года, а также гражданская война не позволили завершить издание серии «Русские художники».

В фонде редкой книги Серпуховского историко-художественного музея хранится второй выпуск серии монографий, посвященный Исааку Ильичу Левитану (1861-1900), изданный в 1913 году. Книга отпечатана в типографии Р. Голике и А. Вильборг на высококачественной бумаге. Издание богато иллюстрировано: многочисленные фотоснимки эскизов, набросков, фрагментов картин художника. Иллюстрации на отдельных вклейках на серых паспарту представляют самые известные работы И.И. Левитана и выполнены в цвете, исполнен фигурный набор концевых полос. Серийную марку издания на авантитуле: в овальной рамке черный орел и девиз: «Скована жизнь — свободно искусство», выполнил Е.Е. Лансере (1875-1946).

И.Э. Грабарь написал предисловие к книге. С. Глаголь (С.С. Голоушев) (1855-1920) подробно и художественно изложил биографию Левитана, щедро используя воспоминания его сверстников, в частности М.В. Нестерова (1862-1942), с которым Левитан вместе учился в натурном классе. Многое о жизни И. Левитана в Бабушкине сохранилось в воспоминаниях Марии Павловны Чеховой. «Воспоминания эти, — пишет С. Глаголь, — были записаны мною с ея слов». О жизни в Саввине и о последующей поездке Левитана на Волгу много интересного приведено С. Глаголем из рассказов С.П. Кувшинниковой (1847-1907). Фрагмент из записок В.В. Переплетчикова (1863-1918) повествует о последних годах жизни Левитана.

Авторы монографии тщательно подготовили справочный аппарат. В небольшой статье, предваряющей список произведений И.И. Левитана, они признаются, что точная датировка картин художника, которая является «самой ответственной и в то же время наиболее ценной частью любой монографии» была сопряжена у авторов с большими трудностями. Дело в том, что произведения Левитана, даже если они и подписаны, редко помечались годами. Большинство картин художника носило очень неопределенные наименования, которые часто давались целому ряду картин и этюдов. Учитывая это, авторы вполне допускали наличие некоторых неточностей в составленном ими списке картин.
Совсем не удивительно, что один из первых выпусков серии монографий посвящен именно Левитану. Исаак Ильич Левитан за свою недолгую жизнь написал более 700 картин — и это не считая пастелей, акварелей, рисунков. Мастер «русского пейзажа», как называли его современники, стал знаменитым еще при жизни. По мнению И.Э. Грабаря среди художников второй половины XIX века И.И. Левитану принадлежит очень видное место, не смотря на то, что одновременно с ним работали не менее талантливые художники, влияние которых испытал в своем творчестве и сам Левитан. «В его картинах есть дыхание истинной жизни и скрыта подлинная поэзия», — пишет Грабарь в предисловии.

Великолепное сотрудничество талантливых людей, творивших более ста лет назад, дает нам возможность и сегодня наслаждаться результатом их труда — интереснейшими монографиями русских художников. Книги эти сохраняют свою научную и художественно-эстетическую ценность. Жаль только, что не все задуманное удалось осуществить.

Хранитель фонда редкой книги Еренцова О.А.