Магия авангарда – в сотворчестве. Интервью с художниками и участниками мастерской «Создаем вместе»
Художники выставки «Авангард: мастерская будущего» вместе со зрителями создали арт-объект «Павлин» и передали его Серпуховскому историко-художественному музею.
В завершении I Биеннале визуальных искусств в Серпухове творческая мастерская, организованная в рамках выставки «Авангард: мастерская будущего», представила символический арт-объект «Павлин». Созданный группой художников под руководством трех участников выставки — Романа Ермакова, Александра Чичиканова и Ольги Хан. Объект посвящен Серпухову и его важному символу — павлину, который с конца 18 века красуется на гербе города.
Одновременно павлин — герой замечательного шедевра Наталии Гончаровой, художницы, чьи работы находятся в коллекции СИХМ и стали важными экспонатами все лето проходящей в музее выставки.
Яркость красок, необычность, внимание к форме — все это отличает и искусство авангарда, которому посвящена выставка, внутри которой действовали художники. Всего в творческой мастерской было около десяти участников, успевших подать свои заявки на Open Call, объявленный музеем. Мы попросили многих из них, и конечно, художников-наставников мастерской рассказать, как создавался авангардный «Павлин», каково было работать в группе и что в итоге получилось.
Роман Ермаков, художник, наставник творческой мастерской в рамках выставки «Авангард: мастерская будущего»
Что стало приятной неожиданностью для вас в процессе мастерской?
Мне было очень приятно видеть заинтересованность участников мастерской в результате, вдохновляла их активность и вовлеченность в творческий процесс!
Александр Чичиканов, художник, наставник творческой мастерской в рамках выставки «Авангард: мастерская будущего»
Приятной неожиданностью было то что практически не нужно было ничего придумывать, все родилось как будто само. Наверное, потому что к моменту второй встречи, когда мне передали проект, концепт прояснился. Так же приятно было то что несмотря на все сомнения, отсутствие опыта в реализации подобных проектов у членов команды, он все же получился в отведенные сроки и все это было даже весело.
Ольга Хан, художник, скульптор, наставник творческой мастерской в рамках выставки «Авангард: мастерская будущего»
Влияют ли идеи авангардистов начала прошлого века влияют на творчество сегодня? Да, влияние сильное, т.к. ими были открыты и разработаны ясные знаковые системы, узнаваемые цветовые и композиционные ходы, который до сих пор живут и помогают художникам работать.
Оскар Пютсеп, архитектор, участник творческой мастерской
В чем, на ваш взгляд, идея арт-объекта? Идея арт-объекта в совмещении авангарда как стиля и современного прочтения в малых формах архитектуры его идеи, как визуального акцента, через понимание художественного смысла места.
Елена Нагаева, участница творческой мастерской, психолог.
Что для вас в ходе летней групповой мастерской было самым ценным опытом?
Было очень интересно наблюдать как рождаются идеи, как они трансформируются, как художники договариваются или не договариваются, а настаивают на своей идее. Было интересно как мы, незнакомые раньше люди, собранные случайным образом, но ведомые энтузиазмом или еще чем-то, сможем сделать что-то общее, родить и воплотить идею.
Юлия Сперанская, участница творческой мастерской, педагог, психолог, нейрохудожник.
Для меня эта работа — про возможность выразить благодарность предкам, напитаться творческим «драйвом» в общем поле, про щедрость подарить её результат городу и Музею, и много чего ещё.
Наталья Давыдова, участница творческой мастерской, историк, педагог—методолог.
В чем, на ваш взгляд, идея арт-объекта и зачем он создавался? Мне очень отозвалась идея соединить погружение участников в мир авангарда через коллективную творческую деятельность под руководством художников. Не чуждая духу эксперимента, я с восторгом приняла приглашение заинтересованных непрофессионалов к работе над арт-объектом. Мне очень понравилась игра с образами городской символики: силуэты контура города в форме хвоста, приглашение в городские сюжеты через элементы нашего авангардного «Героя», практичная характеристика павлина как возможность стать фотозоной. Так что, надеюсь, наша работа поможет расположить к авангарду аудиторию. И судя по интересу проходящих мимо во время наших встреч гостей музей, останавливающихся, живо реагирующих на нашу дружную работу гостей музея, для этого есть основания.