Skip to main content

Константин Юон — гордость серпуховского музея

15 июля 2015

В этом году исполняется 140 лет известному русскому художнику Константину Федоровичу Юону (1875-1958). Художник родился в 1875 году в городе Москве. Отец был директором компании по страхованию имущества, а мать занималась музыкой. В юности Юон отличился в пристрастии к рисованию и в 17-летнем возрасте его родители направляют в художественное училище в Москве.
Нашим дорогим посетителям сайта мы предоставляем возможность узнать получше этого замечательного русского художника.
В постоянной экспозиции Серпуховского историко-художественного музея на втором этаже мараевского особняка имеются две его работы: «Весенний вечер. Ростов Великий» и «Адам и Ева».
«Шагают богомольцы, едут сани,
И под лучами снег уже расплылся —
Весна близка, придёт без опозданий!
Снег пористый лежит подобьем крема.
Всё гармонично, сказочно, красиво!..
А полотно Юона — как поэма
О жизни, что была неторопливой!..»
Это строки из стихотворения современного поэта Ивана Есаулкова вполне точно отражают сюжет картины Константина Юона «Весенний вечер. Ростов Великий». Полотно расположено в центре зала, посвященному творческому объединению «Союз русских художников». Древнерусские города — излюбленная тема союзников, и для Константина Юона это оказалось не исключением. Кстати, Юон является одним из организаторов этого творческого объединения. На его полотне мы видим черты присущие стилю импрессионизм (от франц. Impression – впечатление). Как и многие российские живописцы Юон применял в своих работах принципы известных французских импрессионистов, однако, не разрывал своей связи с традициями реализма. Художник безмерно любил проявление всего красивого как в природе так и в жизни. Возможно, его чувство и понимание способствовало особому впечатлению, который получал зритель при виде его работы. Мы видим как на полотне по-вечернему светит солнце, сверкает только что выпавший на землю снег, яркие наряды женщин, русские древние архитектурные памятники.
Другая его работа, хранящаяся в серпуховском музее, — «Адам и Ева». Она также расположена на втором этаже, но уже в зале, посвященному творческому объединению «Мир искусства». И не случайно, художник часто принимал участие в выставках мирискусников. Художники «Мира искусства» считали приоритетным эстетическое начало в искусстве и стремились к модерну и символизму, противясь идеям передвижников. Искусство, по их мнению, должно выражать личность художника. «Адам и Ева» Юона яркое тому подтверждение. Символистские корни искусства Юона четче всего проступили в цикле рисунков «Сотворение мира» (1908-09) — со светилами и земной природой, нарождающимися из первозданного хаоса. «Адам и Ева» — «прародители», первые люди на земле. Это одна из 7 гравюр из цикла «Сотворение мира». Писал эту работу художник пером.
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. (Книга Бытия, главы 1,2)
Строки из Бытия нашли отражение в работе Юона. Мы видим как художник отделяет первых людей от растительного и животного мира, Адам и Ева предстают перед нами в солнечных окружностях, что подчеркивает их безгрешность, конечно, до того, как они вкусили запретный плод.
Безусловно Константин Юон является гордостью серпуховского историко-художественного музея, зачастую начиная с его работ экскурсоводы рассказывают о русском искусстве рубежа XIX-XX веков. Юон — один из первых русских художников, доказавший слова театрального деятеля Сергея Дягилева: произведение искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца.