Искусство лечит, придает силы. Красота — спасает
Пожилые люди с ограниченными возможностями Серпуховского Центра реабилитации инвалидов «Меридиан» посетили филиал Серпуховского музея на Калужской, 48. Им показали экспозиции историко-археологического отдела, фотовыставку «Пикториальная фотография», выставку живописных полотен художников Ипатовых «Палитра чувств, любви и вдохновения», а также экспонаты зарождающегося художественного салона.
Творческая реабилитация инвалидов средствами искусства дает возможность постичь грани красоты и вызвать положительные эмоции, а значит, искусство лечит и придает силы тем, кому они очень нужны. Встретившись в историческом зале с уникальными экспонатами средневековья и археологическими находками, пожилые люди пришли в восторг от увиденного и услышанного.
Сотрудник музея А. В. Павлихин увлекательно рассказывал собравшимся о доспехах русских и иноземных воинов, истории серпуховского края, показывал мечи, сабли, кольчуги, шлемы, луки и стрелы, щиты, копья и прочую воинскую атрибутику, демонстрируя ее. А тем, кто тоже хотел подержать в руках старинное оружие предков, не отказывал в удовольствии.
Переходя из одного зала в другой, посетители обсуждали только что совершенный экскурс в далекое прошлое нашего государства, делились впечатлениями об услышанном. На выставке «Пикториализм и современная фотография» людей почтенного возраста гостеприимно встретил член Серпуховского фотоклуба Юрий Васильевич Соловьев. Он рассказал, что такое пикториализм. Термин пикториальная фотография – т.е. живописная, как название одного из направлений в художественной фотографии, перешел в мировую практику в 1890-х годах. Это словосочетание впервые ввел в разговорный оборот английский фотограф Генри Робинсон. Ярким представителем пикториализма был и остается наш земляк фотограф Николай Платонович Андреев (1882-1947), лауреат международных фотовыставок.
На стенах зала разместились творения фотохудожников серпуховского региона разных времен до нынешних. Дело в том, что сегодня пикториализм не только возвращается, но и обретает новые формы, в зависимости от развития фототехники и появления новых возможностей.
На выставке живописи художников Ипатовых, встретившись с автором картин и высокохудожественного рукоделия серпуховичкой Еленой Ипатовой, ветераны буквально засыпали художницу вопросами, проявив большой интерес не только к технике исполнения живописных полотен и изделий с аппликацией, но и к личной жизни творческого человека. Разговор получился необычным, теплым, душевным. А где Вы родились в Серпухове? – На Чернышевской. – Так и я там жила, помните тетю Дусю, вашу соседку? А где вы писали пейзажи, что-то знакомый дом я вижу на картине? Так много цветов на картинах, вы на даче их пишете? А где у вас дача?- Была на Шараповой Охоте, теперь в Подмоклове. — А церковь в Подмоклове, что на той картине, сейчас действует или на реставрации? Женщины, казалось, никак не хотели расставаться с полюбившейся художницей. И в конце беседы написали в книгу отзывов самые искренние слова благодарности и добрые пожелания.
В последнем экскурсионном зале – будущем художественном салоне музея – необычных посетителей ждала встреча с произведениями русских народных промыслов. «Хозяйка» салона В. А. Диброва усадила всех собравшихся на стулья и рассказала историю дулёвского фарфора, павловопосадской мануфактуры, жостовской росписи, федоскинской лаковой миниатюры, знаменитой гжели. Показала коллекцию павловских платков и шалей, чайных сервизов и статуэток. Кто-то из посетителей даже что-то купил.
Впечатления от посещения музея группой дневного пребывания Центра реабилитации «Меридиан» — а их было 25 человек — остались самые теплые. Во всех залах были предусмотрительно поставлены стулья, учтены все нюансы возраста и возможностей посетителей. Здесь им были рады. И это главное.