Skip to main content

Интервью с куратором выставки Биеннале

19 июля 2024

Искусство. Время. Мы: Интервью с Мариной Федоровской о выставке
«Авангард. Мастерская будущего»

Марина Федоровская. Сокуратор выставки «Авангард. Мастерская будущего».
Персона: Театровед, журналист, редактор. Закончила РАТИ (ГИТИС). Работала и публиковалась в журналах OM, Numero, Harper’s Bazar, Tatler, Snob, писала для The Art Newspaper Russia, Артхроники и других изданий. Куратор выставочных проектов. Автор курса дополнительного образования в РЭУ им. Плеханова «PR в искусстве. Арт-институции и современные медиа».

Про название
Мы рассматриваем «Авангард» как точку отсчета современного искусства, как точку отсчета современного российского искусства в том числе, и точку отсчета в том числе искусства всего XX века.
Поэтому на этой выставке есть не только молодые художники, но и художники 60-х, 70-х, 80-х. Связь поколений.

Про наполнение
Любимые художники русского авангарда. Во всем мире любимые, да. Поэтому для нас был очень важен выбор современных художников: кто эти люди, кто работает вместе с ними. Но у нас не было такого, что это уже должны быть великие. Должны быть люди, которые работают с темой авангарда, с темами русского авангарда, соприкасаются с ними в живом формате.
Это живая выставка про то как авангард живет, как он развивается как он меняется, как идеи эти трансформируются в зависимости от контекста времени. Если в 60-е были одни вопросы, которые стояли перед художественной общественностью, то в 50-е совсем другие А, например, в 70-е совершенно другая атмосфера уже в стране.

Сегодня мы тоже понимаем, что у художников другие технологические возможности, другие, скажем, вызовы. А вызовы художников — это всегда новые технологии, это всегда какие-то другие перспективы.

На выставке вместе с работами признанных мастеров русского авангарда Наталии Гончаровой, Давида Бурлюка, Михаила Ларионова, Роберта Фалька, Элия Белютина из фондов музея будут представлены современные авторы: Ирина Корина, Роман Ермаков, Дмитрий Шабалин, Екатерина Емельянова.
Отдельная линия будет посвящена авангарду в дизайне: от фарфоровых изделий Алексея Сотникова и Сергея Чехонина до стульев по эскизам Александра Родченко и платьев, созданных Варварой Степановой.

Про сложность восприятия
Люди говорят, ну чтобы на такие выставки ходить, это много умных книг читать.

С одной стороны, да. А с другой стороны, вы знаете, это выставка визуальная. Просто нужно смотреть на сочетание работ, пытаться. Может быть, получилось не идеально, но в целом в каждом зале есть своё настроение, и мы старались его выдерживать.

Вот я для себя, например, вот этот зал, где мы сидим, называла
«белый зал». Это зал про будущее, это зал про футуризм, про его разные границы, про то, что часть футуризма превратилась в кинетизм 60-х. Про то, что этот зал сегодня… Как это меняется? Это про будущее, про открытость новым каким-то форматам, поиски своего пути. Потому что футуризм везде был разный. И вот в России он с ориентальным таким настроением, с мистицизмом, с нашим национальным кодом.

По поводу групп и объединений
В российском современном искусстве тема групп и объединений одна из ключевых. Потому что если бы не это, то многие художники бы не состоялись. Потому что один художник сильнее, он активнее, он лидер. А другой художник больше интроверт, он как бы замыкается на своем творчестве. Но они чувствуют друг друга, они помогают друг другу. И, собственно, для того, чтобы эту идею объединения продлить и воплотить ее в нашем мини-формате, мы и собрали художников в нашем проекте.
Все они работают с инструктурой, все они работают с деревом, все они работают с пластиком, с разными материалами. И они возглавят, собственно, группу партиципаторного проекта.

А что в итоге
В финале мы покажем всем, что мы сделали вместе со зрителями, с участниками. Я думаю, что это и будет наш подарок городу, наш подарок музею. Как они оценят его, я не знаю, но надеемся, что получится очень интересно.

Для чего нам разбираться в современном искусстве
Я думаю, что разбираться в чем бы то ни было — это удобно, это очень приятно. И это очень приятно, когда приходишь на выставку, и чувствуешь, что ты можешь еще больше раскрыть. Это как ключики, волшебные дверки. Ты просто открываешь с помощью своих знаний и текстов на выставке, Даже подписи в этикетках много могут дать. Ты можешь всегда прогуглить, всегда узнать, что это за художник, и понять, кто эти люди, а что это за движение, что это за направление.
Мне кажется, что это просто открывает нам большее понимание жизни. Потому что искусство всё равно всегда про жизнь. Про жизнь в то или иное время. В в том или ином месте. И оно всегда даёт нам большее понимание жизни.