Игуменья – труженица
В научной библиотеке Серпуховского музея, среди старинных фолиантов с тисненными золотом переплетами, рядом с солидными монографиями по истории и альбомами по искусству, хранится скромная старая книга в мягкой обложке.
Она посвящена описанию древнего Никитского монастыря в Москве. Книга была выпущена в 1902 году в Санкт-Петербурге, автором её является К.Н. Михайлов. Издание имеет дарственную надпись, выполненную тонкой и энергичной рукой игуменьи Паисии – настоятельницы обители.
На одной из пожелтевших страниц можно увидеть и фото матушки – худощавой женщины в черных монашеских одеждах с живыми и умными глазами. Чем же интересна для нас, серпуховичей 21 столетия, московская игуменья, жившая в начале прошлого века?
К великому сожалению мы с небрежением относимся к исторической памяти, кто из нас может вспомнить хотя несколько имен уроженцев Серпухова, оставивших свой след в истории Отечества и принесших реальную пользу своим ближним? Мать Паисия как раз и принадлежит к числу таких людей.
Родилась будущая игуменья в Серпухове в 1833 году в семье купца Ивана Николаевича Плотникова, девочку назвали Екатериной. В собрании Серпуховского музея есть два портрета начала 19 столетия, на которых изображены представители рода Плотниковых. Сравнивая их с фотографией игуменьи Паисии, находим ряд характерных физиогномических черт: удлиненный овал лица, прямой нос, внимательные небольшие глаза.
Воспитание Екатерина Ивановна получила домашнее. Именно в среде семьи формировались такие ее качества, как благочестие, любовь и сострадание к ближним. Мать воспитала ее умелой хозяйкой.
С юности Екатерина Плотникова интересовалась духовной жизнью. Большое влияние на молодую купеческую дочь оказала схимонахиня Владычного монастыря Онуфрия, духовная дочь известного подвижника и миссионера архимандрита Макария (Глухарева). Молодая девушка проводила многие часы в келье старицы, беседуя с ней о смысле жизни и спасении души.
Однажды во сне Екатерина Ивановна увидела седого высокого старца, на которого ей было указано как на будущего духовного отца. Каково же было её удивление, когда при посещении монастыря Давыдова пустынь она узнала в этом старце настоятеля игумена Паисия. С этого времени о. Паисий начинает её духовное окормление. По его благословению она поступает в Спасо-Бородинский монастырь под Можайском.
Там серпуховская купеческая дочь проходит возложенные на нее послушания: поёт в монастырском хоре, обучает чтению и письму неграмотных монастырских послушниц. При монашеском постриге Екатерина Ивановна Плотникова получает новое имя-Паисия.
В монастыре она знакомиться с монахиней Антонией (Троилиной), ставшей её духовной руководительницей. Под её водительством мать Паисия получила «большую светскую выправку и хозяйственный такт». В 1860 году монахиня Антония становится игуменьей Страстного, а затем Алексеевского монастырей в Москве, сестра Паисия также переходит в столицу за своей духовной наставницей.
В Алексеевской обители она 15 лет исполняет трудное и ответственное послушание казначеи. В 1895 году. В день коронации Николая 2, за труды монахиня Паисия была награждена золотым наперсным крестом, а 30 октября (по старому стилю) 1897 года назначена игуменьей Никитского монастыря в центре первопрестольной. Именно при управлении этой древней обителью игуменья Паисия полностью проявила все данные ей Богом таланты.
Монастырь именно при новой игуменье достиг своего расцвета. Благодаря энергичной деятельности настоятельницы в монастыре появился водопровод (впервые с конца 16в.), проведена реставрация храмов. Кроме строительных работ осуществлялось социальное служение: открыто приходское училище на 25 девочек (беднейшие обучались бесплатно) и организована небольшая больница.
Был обновлён монастырский хор, сестры стали петь стройно и красиво. По воспоминаниям московских старожилов инокини обители славились как искусные вышивальщицы и рукодельницы. В монастырской Введенской церкви стараниями энергичной игуменьи был изготовлен красивый инкрустированный ковчег, в котором находилась 71 частица св. мощей и прочих реликвий. Среди святынь, бывших в ковчеге, упоминаются частица Креста Господня, частица ризы Богородицы, мощи св. Иоанна Предтечи, апостола Павла. В начале XX столетия в обители Св. Никиты проживали: игуменья, 23 монахини, 29 послушниц. В вышеуказанной книге о Никитском монастыре о матери Паисии написано следующее: «Живая, деятельная, она является всюду, сама доглядит, сама сделает распоряжение, посмотрит так ли сделано, влезет на чердак, постройку осмотрит… во все входит сама и, где нужно, кротко, тихо, милостиво сделает замечание». Благодаря ей монастырь «производит впечатление маленького, светлого оазиса среди трескучей столичной жизни». А ведь матери-настоятельнице в описываемое время было уже почти 70 лет.
Признательность и уважение к игуменье Паисии питали не только москвичи, по и жители Подмосковья. В деревне Катюшки у станции Лобня находился хутор монастыря, при котором трудами настоятельницы, её знакомых-благотворителей фабрикантов Крестовниковых – был сооружен красивый деревянный храм (1904-1905гг.) в честь преподобного Серафима Саровского.
Но это была не просто церковь, но храм-школа на 50 учащихся обоего пола, где дети местных жителей получали начальное образование и начатки благочестия (прислуживали за богослужением, пели в церковном хоре). Местные жители, а это были крестьяне и рабочие, особо ценили просветительскую деятельность матери Паисии, в знак благодарности они поднесли ей икону, написанную на кипарисе.
2 января (по старому стилю) 1909 года на престольный праздник мать игуменья приехала в Катюшки не одна: она прибыла вместе с Великой Княгиней Елизаветой Федоровной. Высокая гостья молилась за Литургией, после которой общалась с учителями и учащимися, при этом последним были розданы рождественские подарки.
При Серафимовском храме жило около 30 монахинь, ведших хозяйство. Старожилы Лобни до сих пор вспоминают о качественно стеганных сестрами одеялах. При церкви находилось и кладбище, где и упокоилась в мае 1913 года на 82 году жизни игуменья московского Никитского монастыря Паисия. Господь не судил ей увидеть закрытие и разрушение обители, гиль её святынь, разорение и снос церкви-школы, кладбища, последовавшие в 20-30-е гг. прошлого столетия.
На месте монастыря в годы первых пятилеток соорудили мрачное здание электроподстанции, что было вполне в духе времени, о котором сейчас почему-то модно ностальгировать.
Об исчезнувшей обители св. Никиты, давшей название целой московской улице, напоминают лишь единственный уцелевший корпус келий, разрозненные документы монастырского архива да издание, один экземпляр которого сохранился в библиотеке музея в Серпухове – родном городе игуменьи-труженицы.
Иван ВОЛКОВ,
Научный сотрудник Серпуховского музея.
Фотографии:
1. Игуменья Паисия (Плотникова)
2. Колокольня Никитского монастыря
3. Вид Никитского монастыря
4. Храмы Св.Дмитрия Солунского и Св. Никиты
5. Электроподстанция Московского метрополитена