Новое пространство музея: открытые фонды в галерее «Каретный сарай»
В Серпуховском историко-художественном музее теперь можно посетить фондохранилище скульптуры.
Открытие музейных фондов стало одним из актуальных направлений работы современного музея. Постоянные и временные экспозиции не позволяют представить собрание в полном объеме. Основная часть коллекций находится в специально оборудованных хранилищах со строго ограниченным доступом. Организация открытого хранения с использованием демонстрационного оборудования в помещениях, оснащенных специализированными инженерно-техническими средствами и системами, позволяет расширить доступ посетителей к наследию, хранимому музеями. Другими словами, открытое хранение фондов — эта та «золотая середина», когда сохранив все экспонаты согласно правилам, музей может достойно представить их зрителю.
Практика открытого показа фондов стала распространяться на Западе и в США в 1980-е гг. В России одним из первых свои фонды открыл Государственный Эрмитаж. В 2003 году были открыты первые корпуса реставрационно-хранительского центра «Старая деревня», известного также как Фондохранилище Государственного Эрмитажа. В 2005 году в Михайловском (Инженерном) замке — филиале Государственного Русского музея был открыт фонд скульптуры. Еще раньше, в 2004 г., Томский областной художественный музей представил «Открытые фонды скульптуры», демонстрирующие произведения из запасников. С полным собранием предметов фарфора отечественного производства из коллекции Павловского дворца знакомит «Открытый фонд русского фарфора» Государственного музея-заповедника «Павловск». В режиме открытого хранения знакомит со своими фондами Политехнический музей («Открытые коллекции»). Выбор в пользу открытого хранения сделали провинциальные музеи: Великоустюгский музей, Тотемское музейное объединение и др.
Создание открытого хранения в Серпуховском историко-художественном музее стало возможным благодаря завершенной в 2023 г. реставрации Каретного сарая, входившего в комплекс городской усадьбы Мараевых. Новое здание — современный музейный комплекс, одной из главных задач при его восстановлении стали организация экспозиционно-выставочного пространства и фондохранилищ, включая открытое хранение фондов скульптуры и редкой книги.
В открытом хранении скульптуры у музея появилась возможность представить как объект показа коллекцию скульптуры в целом, как единый комплекс, и в то же время сфокусировать внимание на каждом предмете как ценном экспонате; а у посетителя — увидеть памятники, которые он никогда не увидит в постоянной экспозиции, или редко выставляемые произведения искусства.
На застекленных стеллажах и на подиумах представлено свыше 300 предметов — большая часть музейной коллекции скульптуры. Она знакомит с отдельными страницами истории скульптурного искусства Западной Европы, России, Советского Союза и современности, нашедшими отражение в произведениях из музейного собрания.
Основой коллекции скульптуры стала западноевропейская и небольшая часть русской скульптуры XIX в., поступившие из собрания А.В. Мараевой после национализации ее имущества в 1918 г. Собрание западноевропейской пластики небольшое и не отражает в полной мере развитие отдельных школ, направлений, периодов. Наиболее ценные экспонаты — нидерландская XVI века и итальянская XVIII века скульптура экспонируется в залах музея.
С большей полнотой представлена в музейной коллекции история развития русской скульптуры. В основном отечественная скульптура XIX — начала XX в. была передана в 1924–1926 гг. по распоряжению Мосгубмузея и из Центрального хранилища государственного музейного фонда. Не все произведения данного раздела выполнены известными авторами, определенную часть составляет произведения малоизвестных и неизвестных мастеров. Работы последних, как правило, хо¬рошего качества и дополняют картину русской пластики. И теперь, редко выставляемые в постоянной экспозиции и на выставках, они представлены в новом музейном пространстве.
Здесь же экспонируются произведения советских мастеров. Они поступали в основном централизованно через закупочные комиссии Министерства культуры СССР и Министерства культуры РСФСР, Комитета по культуре Мособлисполкома, из запасников Московского областного отделения Союза художников РСФСР. Период первого послеоктябрьского десятилетия отражен немногими работами В. А. Андреева, Г. Д. Алексеева.
Наиболее полно в Серпуховском музее представлена советская скульптура 1950-х-1980-х гг. — это работы В.А. Мухиной, 3.Г. Ивановой, С.П. Богаткиной, Е.В. Вучетича, В.Б. Пинчука, JI.И. Дубиновского, С.М. Орлова, А.Г. Файдыш-Крандиевского, В.П. Одриховского, М.А. Вайнмана и др.
В последние десятилетия в музей поступали в основном работы скульпторов Москвы и Московской области. Это произведения Т. М. Соколовой, Е. П. Блиновой, Н. Р. Седова, А. М. Ненашевой, Н. Н. Мухатаевой, А. С. Милько, О. М. Скубченко, В. Я. Митрохина, И. А. Помяловой, А. Н. Волкова, С. М. Удаловой и целого ряда других скульпторов. Значительная группа работ получена в дар от авторов или их родственников.
Открывая фондохранилище скульптуры и приглашая пройти вдоль стеллажей, музей предлагает поближе познакомиться с разнообразием скульптурного искусства, с различными школами, видами и жанрами, основными материалами и техниками скульптуры, особенностями пластики того или иного автора, с прекрасными произведениями, отражающими духовный мир, представления об окружающем, эстетические идеалы автора или эпохи.
Посетить открытое хранение фонда Скульптуры можно с 21 июня 2024 г. со среды по субботу с 10:30 до 14:30. при наличии входного билета на выставку «Маковские. Константин и Владимир» и билета на посещение фондохранилища (бесплатные билеты, оформляются в кассе музея или через терминал в Каретном сарае).