Skip to main content

«Эскиз трудолюбивой жизни…»

9 сентября 2021

Портрет Ф.И. Иордана (гравюра В. Боброва)

 
Фёдор Иванович Иордан (1800–1883) — русский гравер и рисовальщик, мастер резцовой репродукционной гравюры на металле, автор гравюр на религиозные темы, иллюстраций к произведениям художественной литературы, а также портретов писателей Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, П.А. Плетнева, В.Г. Белинского и др. Но сегодня мне хотелось бы рассказать о его литературном опыте. «ЗАПИСКИ РЕКТОРА И ПРОФЕССОРА АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ ФЕДОРА ИВАНОВИЧА ИОРДАНА» – интересный образец мемуарной литературы, освещающий развитие отечественного изобразительного искусства первой половины XIX века.
 

Свои «Записки» Иордан начал писать на склоне лет, в 1875 г.  Как вспоминал сам автор, писал он их, поддавшись на уговоры любимой жены Варвары Александровны Пущиной. Впервые «Записки» были напечатаны в журнале «Русская Старина» в 1891 году (№ 3-12), но отдельно не издавались вплоть до 1918 года. Московское издание 1918 года, хранящееся в фонде редкой книги нашего музея, сегодня является библиографической редкостью. К тексту «Записок» приложен каталог произведений и список портретов, выполненных Ф.И. Иорданом, составленный коллекционером Сергеем Петровичем Виноградовым (1853-1917), а также 9 фототипий (снимки с гравюр Ф. Иордана).  С.П.  Виноградов (1853-1917) в предисловии к книге указывает на то, что «при работе над ‘Записками’ Иордан опирался не на документы, а на воспоминания, а потому иногда впадал в невольные неточности и ошибки, но эти ошибки касаются только самых незначительных фактов и не отнимают от его воспоминаний значения достоверности».  Общеизвестно, что «Записки…» Ф.И. Иордана давно стали «искусствоведческой классикой» – кладезем, из которого черпает уникальные сведения не одно поколение исследователей XIX–XXI вв.: историки искусства, литературоведы, культурологи и др. Фрагменты «Записок…» активно использовались в дореволюционный, советский и постсоветский периоды в качестве иллюстраций жизненного и творческого пути многих его современников.
Федор Иванович Иордан (1800-1883) родился в городе Павловск Царскосельского уезда Санкт-Петербургской губернии. Немец по национальности, он настолько был привязан к своей Родине – России, что совершенно «обрусел» и так полюбил все русское, что в конце своей жизни принял русское подданство и перешел в православие. С 1809 г. Ф. Иордан воспитывался в Академии художеств под покровительством императрицы Марии Федоровны, при дворе которой его отец состоял на службе. При многих недостатках образования в Академии художеств, обучавшиеся в ней студенты приобретали тем не менее главное знание –  умение рисовать, что чрезвычайно важно для художника, а для гравера особенно. В 1819 г. Ф. Иордан был определен в гравировальный класс к Н. И. Уткину (1780-1863). Владея в совершенстве техникой гравирования и знанием рисунка, Уткин, как учитель, никогда не скрывал от студентов им самим усовершенствованных приемов. Ф. Иордан стал самым добросовестным и трудолюбивым его учеником. Среди многочисленных техник гравирования гравюра резцом на меди, называемая также классической, является одной из основных.  Именно эту технику и выбрал Федор Иванович Иордан. Уже в первых своих работах он проявил лучшие качества резцовой гравюры: чистоту и плавность линий, свободу и твердость штриха и, конечно, правильный рисунок. За время обучения в Академии художеств Ф. Иордан получал большие и малые золотые и серебряные медали и в 1829 году был отправлен пенсионером в Париж, где стажировался в мастерской Н.А. Тардьё и Ж. Т. Ришомма.  Позже (1830) работал в Лондоне, в мастерской английского гравера А. Раймбаха.

Переехав в Италию, в Риме по совету К. Брюллова (1799-1852) Иордан начал работать над гравированием картины Рафаэля «Преображение Господне». Это произведение стало самой знаменитой его гравюрой, с удивительной точностью, воспроизводившей шедевр живописи. Работа над ней продолжалась с 1835 по 1850 г., подготовка рисунка заняла 2 года.  Совершенство техники мастера, безупречная добросовестность, терпение и необыкновенное трудолюбие, которые позволили ему успешно завершить такой важный труд, были высоко оценены Академией художеств — после окончания работы Иордан получил звание профессора.
Жизнь в Риме (1835-1850 и 1853-1855) открыла Федору Ивановичу возможность общения с русскими и зарубежными граверами, живописцами, скульпторами, архитекторами. Иордан интересуется всем: галереями, архитектурными памятниками, театром, политикой, местными обычаями и нравами. Современники отмечали его доброжелательность, простоту в общении, готовность помочь. Художник Александр Иванов (1806-1858) в течение долгих лет совместной жизни в Риме сохранял с ним дружеские отношения, академик П. А. Плетнев (1792-1865) принимал его в своей семье как родного. Именно в Италии Иордан встречает лиц, тем или иным образом связанных с литературой, наиболее ярко он описывал салон княгини Зинаиды Волконской.  Николай Васильевич Гоголь (1809-1852), всегда с большим уважением относившийся к творчеству Иордана, написал статью о его гравюре «Преображение» и это статья во многом способствовала успеху этой замечательной работы мастера. Общению с Н.В. Гоголем отведено значительное место в «Записках…» итальянского периода.  В воспоминаниях великий писатель показан живым человеком, имеющим свои достоинства и недостатки.  Иордан говорит о нем просто как о своем римском знакомом: «Во время моего пребывания в Риме, туда приезжал наша знаменитость Николай Васильевич Гоголь: люди, знавшие его и читавшие его сочинения, были вне себя от восторга, и искали случая увидеть его за обедом или ужином, но его необщительная натура и неразговорчивость помаленьку охладили этот восторг. Только мы трое -Александр Андреевич Иванов, гораздо позже Федор Антонович Моллер и я остались вечерними посетителями Гоголя, которые были обречены на этих ежедневных вечерах сидеть и смотреть на него как на оракула и ожидать, когда отверзнутся его уста. Иной раз они и отверзались, но не изрекали ничего особенно интересного».
Воспоминания Иордана состоят из трех частей – детство (детские годы занимают всего несколько страниц) и учеба в Императорской Академии художеств (Иордан повествует о своем поступлении в Академию и учебе в ней, анализирует в целом педагогическую систему, царившую тогда в стенах этого известного учебного заведения, рассказывает о личностях отдельных преподавателей). Вторая часть посвящена пребыванию Иордана за границей в качестве пенсионера Академии (Франция, Англия, Италия) и, третья часть — возвращение в Россию 1850-е гг., т.е. общий хронологический охват «Записок…» составляет более полувека. В своей книге Иордан живо повествует о том, чему сам он был свидетелем, анализирует свои поступки и поступки окружающих, описывает впечатления от встреч и общения с различными людьми, причем, как известными, так и простыми. Особенно ценно то, что сведения о многих упомянутых Иорданом лицах можно найти только в его мемуарах.  Разумеется, нельзя отрицать того факта, что иногда в «Записках…» присутствует субъективный подход к описанию отдельных лиц и событий. Так, например, живописцы А.Т. Марков (1802—1878) и П.М. Шамшин (1811-1895) у Иордана вызывали явно недоброжелательное отношение, а его современник известный русский гравер академик А.Г. Ухтомский вообще (1771—1852) не упоминается в «Записках». Однако, вряд ли можно найти мемуары, в которых не присутствовало бы такое субъективное отношение автора.
На протяжении долгих лет Федор Иванович Иордан был теснейшим образом связан с Академией художеств: с 1856 года заведовал гравировальным классом, с 1871 года был ректором живописного и скульптурного отделений, с 1875 года – заведующим мозаичным отделением. Одновременно с 1860 года Иордан был назначен хранителем эстампов и рисунков Эрмитажа. К завершению своей служебной карьеры он обладал чином тайного советника, являлся кавалером орденов Св. Владимира, Св. Анны, Св. Станислава, а в честь его 50-летнего юбилея служения отечественному искусству была выбита памятная медаль – один экземпляр из золота (для юбиляра) и 100 экземпляров из бронзы. Вся биография Федора Ивановича – это яркий пример того, чего может достичь одаренный и трудолюбивый художник, верный поставленной им цели.
Известный живописец М.В. Нестеров в своей книге «Давние дни, встречи и воспоминания» написал о Ф.И. Иордане следующие строки: «В 70-х годах, после Федора Антоновича Бруни, ректором Петербургской Академии художеств преемственно стал знаменитый гравер, автор гравюры с рафаэлевского “Преображения”, профессор, тайный советник Федор Иванович Иордан, современник Пушкина, Александра Иванова, Карла Брюллова, Глинки, Гоголя, Айвазовского… Он знал их лично, как и многих других славных своих современников. Федор Иванович оставил нам свои «Записки», простодушные, рисующие эпоху, события, прожитые за его долгую жизнь…».
Сам же Федор Иванович серьезно к своему литературному труду не относился: «По просьбе милой жены моей Вари эта книженка составляет эскиз моей трудолюбивой жизни».

Научный сотрудник Еренцова О.А.