Skip to main content

Друзья музея. Депутат Московской областной Думы — Михаил Павлович Леонтьев.

25 августа 2016

«Музей вошел в мою жизнь с самого детства…»
— Михаил Павлович, Вы — личность многогранная, у вас большой профессиональный, управленческий  и чисто жизненный опыт за плечами и  обо всем в одном интервью не расскажешь. Я выбрала из всего этого «багажа»непосредственно то, что касается  ваших взаимоотношений с Серпуховским историко-художественным музеем, ведь Вы являетесь его давним и верным другом.  Но начнем мы давайте, что называется, «от печки». Вы ведь серпухович по рождению, что для Вас это значит?
— Для начала — спасибо за такое признание, быть в друзьях у такого музея -для меня большая честь…Что же касается  вопроса,   не сочтите за пафосность, но то, что мои корни здесь, в Серпухове, для меня очень много значит.  Это моя сущность, моя суть.  Я родился и вырос в доме, который приобрел еще мой прапрадед Иван Матвеевич Репкин в 1896 году за 730 рублей серебром, и у меня даже сохранилась купчая на эту сделку — замечательная гербовая бумага с водяными знаками, где каллиграфическим почерком  прописаны все детали сделки, в том числе и фамилия нотариуса. А еще сохранилось страховое свидетельство на дом и «приложение к правилам застройки» того времени, в котором, например, указано, сколько метров должно быть от дома до дома.  Есть у меня и сберегательная книжка моих родственников, какие были в ходу до 1917 года, и там тоже лежит некоторая сумма червонным золотом…
-Сегодня таким историческим документам — место в музее, хотя я понимаю, что  и в каждом доме тоже должен быть индивидуальный  музей своей семьи,  своих корней.
— Вот именно поэтому эти документы пока у меня, они меня греют, они меня подпитывают, я продолжаю работать над их пополнением, а потом, как знать, возможно, они и окажутся в музее. На сегодняшний день я уже «раскопал» свои корни  где-то до 17 века по материнской линии и открыл для себя очень много интересного!
-Неужто родство с самим Владимиром Андреевичем Храбрым?
— Больше — родство  со своим родным городом! Я открыл, что в нашем роду были   мастера практически  всех ремесел, которыми был славен наш город:   и кузнецы, и лесоторговцы, которые не только торговали, но и лесопилку свою держали, и много кого еще…
-А фамилия  у лесоторговцев  была какая?
— Шибаевы…
-Постойте, но ведь есть сведения, что именно у лесоторговца Шибаева снимала квартиру Анна Васильевна Мараева, когда  в 1918 году ее все-таки «попросили» из родового особняка? Получается, что ваша связь с музеем тянется еще с начала 20 века?
— Для меня это открытие, но если это так, то мне это очень приятно, потому что  к этой женщине я питаю особые чувства. Я считаю, что сегодняшние наши предприниматели должны внимательнейшим образом изучить ее биографию,  исторические документы того времени, чтобы понять, как Анна Васильевна без всякого экономического образования, без компьютера и интернета,  оставшись вдовой с восемью детьми на руках, смогла не только сохранить дело своих мужчин,  но и развить, приумножить его, стать вполне успешной предпринимательницей. Меня, например, сейчас, когда мы организовали в Южном Подмосковье ассоциацию поддержки предпринимателей, очень интересует, а оказывало ли в то время государство помощь таким предпринимателям как Анна Мараева. Разве это не интересно? И если оказывало, то какую, в чем она выражалась?
— К вопросу преемственности между  прежними серпуховскими купцами и сегодняшними предпринимателями мы вернемся чуть позже, я хочу, чтобы вы все-таки закончили историю своей родословной. Когда у Вас возник интерес к ней?
-Интерес возник еще в студенчестве, когда была жива моя бабушка, я еще тогда «на карандаш» записал  имена всех своих дедов и прадедов, где они жили, чем жили, но белые пятна, конечно, все равно остались, и обидно, что они-то как раз связаны с годами не столь отдаленными.
-Вы имеете в виду военные годы? Но ведь сейчас есть масса специальных сайтов, посвященных участникам войны, где выкладывается вся информация?
— Нет, не все так просто. Мой дед работал  на «Красном текстильщике» начальником цеха и, когда началась  война, ему дали бронь,  но он  в первые же дни войны снял ее и пошел на фронт добровольцем, потому что такое было время и такие были люди… Бабушка показывала мне его письма-треугольнички с фронта, а потом пришло извещение о том, что он пропал без вести где-то под Москвой. На все наши запросы ответа никакого мы не получили. У меня сохранилась фотография, где  мои прабабушка и прадедушка со своими детьми сфотографированы на крыльце того самого дома по улице Целинной, где потом родился и я и, повторюсь, меня это очень греет.
— И вы  до сих пор в этом доме живете?
-Совершенно верно. Я живу по тому же самому адресу, где и родился, на той  самой земле, но, к сожалению, уже не в том же доме, поскольку он попросту разрушился от старости.
-Вы его снесли и на этом месте построили новый?
-Не все так просто. Когда дом моих предков уже совсем обветшал и в нем было попросту опасно  жить, мы  его освободили. Но не стали ломать. А, как известно, дом без людей старится еще быстрее, и он стал уходить в землю. Разрушить его у меня рука не поднималась, я взял командировку, уехал из города, а  к моему возвращению дома уже не было…
-Вы сентиментальны?
-В этом смысле – да. После сноса я выложил плиткой контур по его фундаменту и только потом начал рядом строить новый дом.
А мои родственники   вообще жили на самой старинной улице Серпухова – Калужской. Поэтому и  парк Олега Степанова, и театр, где моя бабушка отработала билетером 36 лет, и музей,- все было рядом, под рукой, все было свое, родное…
А вот с этого места, пожалуйста, поподробней…
-Музей вошел в мою жизнь действительно с самого детства. Меня туда водили и родители, но больше мы ходили, конечно, с классом,  у нас уроки истории и родного края очень часто проходили именно в музее. У меня на всю жизнь запала в память экспозиция про жизнь первобытных людей: пещера и  наши предки  сидят у костра, мужчина-добытчик, как и полагается, с дубиной, а женщина что-то стряпает у костра.
-А по пушкам с пацанами лазали?
-Само собой! Причем, когда ее ствол еще не был разорван. В начальных классах мы, конечно, с большим интересом  посещали  археологический и краеведческий отделы музея, а уж в старших стали приобщаться к русской живописи,  Саврасов, Шишкин, Айвазовский…Поскольку я жил неподалеку, я хорошо помню, как на площадке, около музея, постоянно стояли большие экскурсионные автобусы, и для нас это было настолько привычное зрелище, что в наш музей все едут, ну и чувство гордости  уже тогда появилось: раз едут, значит, у них такого музея нет…
Но моя связь с музеем не только духовная, она намного прочнее: я связан с ним  инженерными коммуникациями.
— Это в каком же смысле?
—  Когда я  работал еще главным энергетиком на конденсаторном заводе «Квар», что рядом с музеем, мы от своей заводской котельной отапливали и музей, а затем, уже, работая в городской  администрации, я активно участвовал в строительстве   на территории музея собственной газовой котельной, это был 2003-й год, мы подбирали проект, искали заказчика, подрядчика, потом шли  наладка, запуск, проверка работы.
-Михаил Павлович, а вы можете представить себе сегодня такую ситуацию, что в нашем городе есть семьи, которые еще ни разу не были в  музее?
-Это очень печально. Мне кажется, что здесь и школа в чем-то недорабатывает, посещение музея необходимо ввести в школьную программу, но и  выросло уже какое-то другое поколение родителей, которым жалко себя тратить на образование детей, потому что  походы в музей должны быть совместно с родителями, и не один раз, а это — труд души. Но в этом и состоит теперь наша задача – донести до таких родителей, как много они теряют, если не ходят в музей, и как много приобретают, посетив его хоть однажды. Вообще, я рассматриваю наш музей только в единстве со старообрядческой церковью, и с улицей Калужской, пешие экскурсии по которой вы устраиваете, и с Высоцким монастырем, который находится рядом, и с улицей Чехова, на которой музей стоит, и, в целом, в комплексе со всем нашим очень русским старинным городом…
— А Вы сами часто бываете в музее?
-Хотелось бы гораздо чаще, но хочу сказать, что каждый раз я открываю в нем для себя все новые и новые страницы. Но на всех ваших новых выставках, знаковых мероприятиях обязательно бываю, и без всякого преувеличения скажу, что Серпуховский музей — это центр культурной жизни города, настоящая его жемчужина, одно его старинное здание чего стоит! А какая богатая в нем коллекция живописи, причем, я знаю, что выставлено ведь далеко не все, много шедевров находится в запасниках, поэтому очень бы хотелось, чтобы и они увидели свет, нашли свое место в выставочных залах, таким богатством просто необходимо делиться!
— В музее над этой проблемой работают, но Вы ведь знаете, в чем причина — не хватает площадей, нет денег…
-Я знаю эту проблему и готов подключиться к ее решению. Недавно мы организовали Ассоциацию развития промышленности и предпринимательства «Южное Подмосковье», ее первое заседание прошло на территории завода «Металлист», следующие проходили тоже на базе каких-то конкретных действующих предприятий, а вот очередное заседание мы запланировали провести как раз в Серпуховском музее.
-Неожиданное решение и, наверняка, не случайное?
-Конечно! Такая встреча  привлечет  директоров к нашему музею, и уже поступило конкретное предложение от директора завода «Металлист» Сергея Павловича Онищука об издании книги о развитии предпринимательства в нашем городе и без помощи музея нам никак не обойтись. Ведь сколько достойных имен у нас есть: Варгины, Коншины, Мазурины, Кишкины, Плотниковы… Да и сама хозяйка усадьбы Анна Васильевна Мараева являет собой достойный пример успешного предпринимательства. Разве не интересно сегодняшним предпринимателям понять, почему  именно в 19 веке случился  расцвет промышленности? Какое тогда было законодательство в этой сфере? Кто и как помогал тогда нашим предпринимателям и какие условия им были созданы? Какой была система налогообложения, кому полагались льготы?  А с другой стороны, как сами купцы помогали городу, его образованию, культуре? В этом очень хочется разобраться, и найти ответы на все эти вопросы мы хотим  в музее, а заодно и подумать сообща, как нынешние товаропроизводители, бизнесмены могли бы подключиться к решению проблем и конкретно  музея, и городской культуры в целом, ведь не секрет, что эти две сферы неотделимы: чем лучше развивается промышленность, тем больше  спрос на культуру.
— Зависимость этих двух сфер действительно очевидна: работают заводы — пополняется казна — есть деньги на социальные программы — растет благосостояние людей — их тянет к культуре…
— Схематично, но это действительно так.
— Но ведь  мы наблюдаем «по жизни» другой вариант: благосостояние некоторых людей выросло, но потребность в культуре  у них не появилась. Они тратят свои деньги на  машины, квартиры, кипры, мальдивы, а вовсе не походы в Третьяковку или Серпуховский музей.
-Да, иногда это напоминает некое зазеркалье, но ведь мы должны понимать, что мы становимся обществом потребителей, когда ничего  не производя можно получать деньги за счет продажи  нефти и это очень развращает людей, общество деградирует в первую очередь морально и нравственно, ведь при таком раскладе не нужно овладевать профессиями, развивать науку, образование. Все здравомыслящие люди должны в этом видеть большую опасность, и только реальное производство может изменить  ситуацию! А когда человек что-то реально производит, работает руками или головой, у него обязательно возникает потребность приобщения и к культуре. Вспомните наших физиков-лириков, как много среди них прославились именно в культуре и в искусстве.
— Значит и наш музей наполнит посетителями именно развитие серпуховских предприятий?
— Вне всякого сомнения.
-Несколько слов о вашей ассоциации.
-Ассоциация начиналась с 9-ти вошедших в нее руководителей предприятий и первым был завод «Металлист», сегодня их уже 19, и 6 предприятий в стадии оформления документов, в основном это крупные предприятия, но мы открыты и для малого бизнеса, если речь идет  о реальном секторе экономики. А наши главные задачи, если коротко: кооперация, общение, выработка законодательных инициатив, а одна из основных уставных задач — подготовка кадров для производства, сегодня это большая проблема.
-Михаил Павлович, Вы — «технарь» и по образованию, и по всей своей основной деятельности, начинали свою трудовую биографию на конденсаторном заводе,  затем  строили  Центр прикладной микробиологии в Оболенске, потом административная, депутатская деятельность, сейчас вот плюс к этому еще и Ассоциация предпринимателей. Но в списке ваших «добрых дел» — сплошь учреждения культуры, образования, спорта, то есть сфера гуманитарная. В ваших костюмах танцуют сегодня коллективы ДК «Россия», на подаренном Вами рояле играют в 3-ей музыкальной школе, Вы подарили по машине театру и музею,  постоянно помогаете музею в оформлении экспозиций, покупке оргтехники, — это такая позиция?
— Я пришел к заключению, что и депутаты всех уровней, и руководители должны помогать именно этим учреждениям. Безусловно, много нерешенных проблем в сфере ЖКХ, но я убежден, что  там можно справиться  теми ресурсами, которые есть на территории. А  вложение в культуру идет на  развитие души, сознания, на формирование нравственности. Это работа гораздо более значимая…
— Каким  Вам, все-таки, видится Серпухов, больше промышленным центром Южного Подмосковья или  культурным? Ведь, с одной стороны, в нашем городе несколько музыкальных школ, очень сильная художественная школа, много библиотек, есть свой репертуарный театр, чем не каждый подмосковный город может похвастаться, выставочный центр, художественный музей. А, с другой стороны, в городе ведь когда-то был завод на заводе, фабрика на фабрике, причем, как легкого, так и тяжелого профиля. Здесь же не только знаменитые ситцы выпускали, но и машины делали, и «оборонка» какая мощная была?
-Я бы с удовольствием продолжил  этот список, и он был бы очень длинным, действительно, и металлообработка была, и машиностроение. Одному только нашему кожевенному производству  уже 300 лет! А какие специалисты на этих предприятиях работали! Так что, действительно, Серпухов — город с крепкими промышленными корнями, и одна из задач нашей Ассоциации — возродить эти производства. Что же до определения, какой у нас город, то я уже сформулировал свою мысль: одно без другого невозможно, возродим реальное производство —  расцветет и встанет на ноги и культура, будет больше работающих предприятий — будет больше и музыкальных школ, и эстетических центров и музеев…
-Спасибо Вам за интересный разговор, и до встречи в музее на заседании вашей Ассоциации.
Галина Строева