День памяти Андрея Рублева
Живя в высокодуховной атмосфере, инок Андрей поучался как историческими примерами святости, так и образцами подвижнической жизни, которые находил в своем окружении. Он глубоко вникал в учение Церкви и в жития святых, которых он изображал, следовал им, что позволило его таланту достичь художественного и духовного совершенства.
Высоцкий чин оставил значительный след в русской культуре. Автор Высоцкого чина был большим мастером, опиравшимся на богатые традиции и опыт, накопленный византийской живописью. Сумрачные и суровые лики написаны в темной колористической гамме. Сухая, местами графичная манера письма с большой художественной силой воплощает одну из наиболее существенных черт византийской духовности, обозначаемую словом «акривия». Это твердая воля к исполнению заповедей Бога и устава церкви. Событие это произвело сильное впечатление на современников, и о нем еще долго вспоминали в церковных сочинениях. Можно предположить, что связь серпуховского монастыря со своим первым игуменом (а через него с константинопольскими и афонскими центрами книгописания) была достаточно регулярной, а получение художественных и книжных посланий из Константинополя было событием не так уж и редким. Однако, появление в Серпухове Высоцкого чина, крупного произведения византийской иконописи, вызвало более сильный и широкий резонанс. Исследователи настойчиво говорят о более чем вероятном посещении Высоцкого монастыря Феофаном Греком и Андреем Рублевым, привлеченными сюда столь значительным памятником. Существует и другая гипотеза — один из старейших биографов и исследователей Рублева, П. А. Голубцов, на основании нового прочтения текста «Сказания о святых иконописцах» сделал предположение, что Рублев мог стать иноком в Высоцком монастыре в 1380-х гг., где «быша в послушании у преподобного Никона» — ученика Афанасия Высоцкого Старшего, ставшего впоследствии, незадолго до смерти Преподобного Сергия Радонежского, игуменом Троицкого монастыря. Стало быть, в Серпухове, в этом центре русского византинизма, начал Рублев путь художника.